Когда перечитываешь в зрелом возрасте книги, знакомые с детства, поневоле начинаешь видеть по-иному их героев. На днях закончила перечитывать "Графа Монте-Кристо" и заметила, что изменилось восприятие не только главного героя, но и многих других персонажей.
(Автор этой и остальных иллюстраций - Виктор Бритвин).
В отрочестве граф Монте-Кристо казался идеальным романтическим героем (и, кстати, таким он предстаёт в экранизации с Жаном Маре), и все его действия воспринимались как оправданные. А сейчас бросается в глаза, что у романтического героя явно поехала крыша : ладно непроработанная травма заключения - тогда и психологов ни было, и психические травмы лечить не умели; но ведь у него явно начинается мания величия. Все эти монологи о том, что он рука провидения, что Бог его избрал красноречиво намекают на полноценный диагноз. Возможно, психические нарушения стимулировало употребление наркотиков: ведь граф плотно сидит на гашише. Самое интересное, что в те времена употребление гашиша не воспринималось как нечто плохое, и Дюма применил этот штрих к образу Эдмона Дантеса для того, чтобы подчеркнуть его увлечение Востоком и необычность. Но внезапно получилась очень достоверная картинка: человек увлекся наркотиками, и чем дальше, тем сильнее теряет ощущение реальности. Отрезвила его только гибель почти всей семьи Вильфора, и то не до конца: за его издевательства над несчастным Моррелем, которого он мариновал целый месяц, прежде чем вернуть ему невесту, благородному мстителю хочется заехать лопаткой по сопатке .
По-иному воспринимается и Мерседес. Прежде её было очень жаль, а сейчас понимаешь, что она во многом получила по заслугам. О нет, речь не о её браке с Фернаном, который я вообще не считаю чем-то ужасным, потому что сам автор пишет, что в те годы юг пылал огнем межусобиц, людей убивали просто на улице, как убили брата Бертуччо, и можно представить, как себя в такой обстановке чувствовала красивая шестнадцатилетняя девочка, которая жила одна и за которую некому было заступиться. У Мерседес, по большому счёту, не было особого выбора: или сидеть и ждать, когда в дом ворвется банда пьяных мародеров и изнасилует, или выйти замуж за человека, которого она давно знала и который ее действительно любил. Но вот то, как она в итоге поступила с этим человеком... Мерседес прожила с Фернаном 23 года, и нигде не написано, что это были плохие годы, что он ей изменял, издевался над ней и так далее. Любая нормальная женщина, положив на чашу весов эти 23 года счастливой супружеской жизни, а на другую - ту давнюю подлость, как минимум попыталась бы поговорить с мужем, понять, дать ему шанс объясниться. Но не Мерседес: та сразу отбросила Фернана, как изношенный башмак, и пожалела о нем только тогда, когда поняла, что она никому нафиг не нужна в свои 39 лет, и что Дантес смотрит на неё даже не как на человека, а как на неодушевлённый предмет (там есть очень показательная ремарка Дюма: он поцеловал ее руку, как целуют руку статуи). Но это не всё: именно Мерседес повлияла на поведение сына, и вовсе не имеющее оправдания.
Понятно, что Альбер - юный мажор, не битый жизнью, у которого в силу возраста есть только чёрное и белое. У него отец - или великий человек, за честь которого он готов застрелить лучшего друга, или подлец, не достойный даже слов прощания. Но мать должна была ему объяснить, что жизнь устроена несколько сложнее, и что какой бы поступок не совершил отец, нельзя вести себя с ним так, чтобы он пустил себе пулю в лоб. Тем более, что Фернан был очень хорошим отцом, он предоставил Альберу всю возможную свободу, что крайне нетипично для семей военных, и вообще жил ради сына и жены. Его поступок с Дантесом, разумеется, отвратителен, тут двух мнений быть не может, но дальнейшая биография отнюдь не одного черного цвета. Меньше всего, если честно, впечатляет его предательство Али Тебелина - обыкновенного азиатского деспота, у которого руки в крови были не то что по локоть, а по плечи. И чем, по большому счёту, поведение Фернана - колониального офицера, или, точнее, военного инструктора, отличается от поведения Монте-Кристо - участника коррупционных схем в Италии и на Ближнем Востоке (помните, как он выкупил у папского суда разбойника, дав грандиозную взятку)? Разве что тем, что Фернан не считает себя рукой провидения .
А вот восприятие деда Нуартье ничуть не изменилось. Как с самого первого прочтения меня привел в восхищение этот старик, так и продолжает восхищать . Странно даже, что такого сильного и энергичного человека загадочным образом родилась такая амебная внучка, как Валентина. Слушайте, её разговоры с Моррелем в саду - это какой-то сплошной римейк анекдота про уточку: "Тебе хорошо... ты такой сильный... а у меня лапки...". И то, что Моррель терпел это блеяние, говорит о том, что он действительно её любил.
Самое любопытное, что Дюма - внезапно - в своём романе показывает: любить деньги куда безопаснее и выгоднее, чем любить людей. Я имею в виду семейство Данглар, в котором только одна мамаша любила своего Дебрэ, и то не сильно, а папаша и дочка любили только себя и бабло . В итоге все трое отделались легким испугом. Такой прожженный финансист, как Данглар, имея 50 тыс., быстро раскрутится снова, Эжени будет наслаждаться музыкой и гражданским браком со своей любовницей в Италии, а мадам Данглар осталась с разбитым сердцем и миллионом. Кстати, ее любовник, Дебрэ, при всех минусах показал себя честным человеком: он отдал мадам Данглар все, что ей причиталось, а мог и зажать, и она никуда не пошла бы жаловаться.
В любом случае видеть давно знакомое в новом ракурсе увлекательно: та же мозаика складывается по-новому, и книгу опять читаешь с интересом. (Кстати, если мщение графа начинается в мае, то развязка наступает в сентябре-октябре, так что "Граф Монте-Кристо" вполне подпадает под определение книги, повествование - или часть повествования которой - происходит осенью).
А мнение о каких литературных героях вы изменили со временем?
Граф Монте-Кристо: благородный мститель или наркоман с манией величия?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии