На протяжении столетий рабы не раз поднимали восстания, но чаще всего они оканчивались сокрушительным разгромом. Лишь несколько раз победившим рабам удавалось ненадолго создать свое государство. В этом смысле история Киломбу Палмарис уникальна: ведь эта республика беглых рабов образовалась не вследствие восстания, а сама по себе, зато впоследствии, окрепнув, сумела отбить 58 атак врагов.
Представьте себе восток Бразилии середины 16 в. В это время там уже существовали города Ресифи и Олинда, стали возделываться плантации сахарного тростника и начато производство белого сахара, весьма популярного в Европе. Для работы на плантациях завозили рабов из Африки. Нет нужды распространяться о том, какой была жизнь рабов на плантациях. Многие умирали от непосильного труда, многие терпели, но были среди невольников и те, кто предпочитал рискнуть жизнью, но вырваться из этого ада. Бежать с плантаций можно было только в дикие, непроходимые пальмовые леса района Пернамбуку.
Единичным беглецам там было очень сложно выжить, но постепенно их становилось все больше, и к концу 16 в. в лесах возникли первые укреплённые поселения беглых чернокожих рабов, так называемые киломбу или мокамбу. К 1630-м годам они объединились в примитивное раннефеодальное государство Киломбу Палмарис.
Народу там жило не так много - около 20 тыс., но нужно учитывать, что в то время во всей Бразилии обитало миллионов 5, не больше. Население республики рабов состояло из негров, мулатов и индейцев. Территория государства Палмарис достигала 27 тыс. км², а его столицей в период расцвета стало поселение Макаку.
Жители Палмариса занимались сельским хозяйством (земледелие), в меньшей степени ремёслами (гончарное и текстильное производство, обработка металлов), вели меновую торговлю с близлежащими индейскими, а также португальскими и голландскими поселениями. Земля в Палмарисе находилась в общей собственности, причём существовали как семейные участки, так и общинные поля. Совместный труд применялся также во время охоты, собирательства, при строительстве укреплений. Использовался также труд военнопленных, которые были обращены в рабство.
Руководство государством осуществлял избиравшийся пожизненно верховный вождь, в чьих руках сосредотачивалась вся высшая светская и духовная власть. Также в Палмарисе действовал совет старейшин (это обстоятельство, а также сохранившиеся в значительной мере обычаи первобытнообщинной демократии и дали, видимо, повод историкам назвать Палмарис республикой). Главными задачами руководства страны были обеспечение обороны Палмарис силами всеобщего ополчения и создание складов с продовольствием и оружием.
А обороняться было от кого: Киломбу Палмарис постоянно привлекало к себе рабов со всей территории Бразилии и даже Нидерландской Гвианы, и поэтому португальские и голландские колонизаторы стали направлять против них многочисленные карательные экспедиции. Однако жители Палмариса упорно отстаивали свою независимость: им удалось разбить в общей сложности 58 экспедиций.
В 1677 г. португальцам удалось нанести крупное поражение защитникам Палмариса, и в следующем году между враждующими сторонами был заключён мир. К 1679 г. португальские войска возобновили военные действия, однако жителям Палмариса во главе с верховным вождём Зумби удалось изгнать колонизаторов (этому содействовало также восстание индейцев на севере Бразилии).
В 1692 г. Зумби нанёс португальцам ещё одно крупное поражение. Однако к 1694 г. колониальные власти собрали 6-тысячную армию, вооружённую артиллерией, которой удалось блокировать Макаку в январе 1694-го. В феврале Макаку был взят, а большинство его жителей погибло с оружием в руках. Однако Зумби удалось скрыться от португальцев и в течение почти двух лет продолжать борьбу. 20 ноября 1695 года он был выдан властям мулатом, взят в плен и обезглавлен на месте. Голова Зумби была перевезена в Ресифи и выставлена на центральной площади на всеобщее обозрение В современной Бразилии день гибели Зумби, 20 ноября, отмечается как День сознания темнокожих (порт. Consciência negra), который имеет особое значение для бразильцев африканского происхождения, которые чтут Зумби как борца за свободу и независимость.
Последние киломбу на территории Палмариса были разрушены в 1697 г., т.е. фактически эти поселения беглых рабов просуществовали сто лет. Ныне в этих местах создан историко-культурный заповедник, куда возят туристов и устраивают фолькорные праздники.
Нашла отражение история республики и в культуре. В 1984 г. бразильский режиссер К.Диег снял художественный фильм "Quilombo", представленный на Каннском фестивале и посвященный расцвету и гибели Палмариса. Кроме того, согласно легендам, именно в Киломбу Пальмарис получила развитие привезенная из Анголы капоэйра - бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики и игры.
Киломбу Палмарис - республика беглых рабов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии