
Алиса Кителер родилась в 1263 г. в графстве Килкенни (Ирландия). Она была единственным ребенком в семье фламандских купцов, переехавших в Ирландию в середине 13 века. Алиса рано, в 17 лет, как было принято в ту эпоху, впервые вышла замуж за некоего Уильяма Аутлоу, богатого торговца и ростовщика из Килкенни, от которого у нее родился сын, которого, как и отец, назвали Уильям. Мальчик рос крепким и сметливым и впоследствии занялся семейным бизнесом. А вот муж Алисы умер через 5 лет после свадьбы. Надо сказать, что в эпоху Средневековья люди обычно не заживались. Как писал англичанин С.Паркинсон в своей прелестной книге: "Предки наши в средние века женились рано – девушкам случалось выходить замуж и в четырнадцать лет, – но жили они, в общем, очень недолго. Если кто-либо доживал до семидесяти лет, то за плечами у него было три или четыре брака. В те времена слова «пока смерть нас не разлучит» звучали совсем не так серьезно, как в наше время. Голод, чума, мор, смерть при родах, гибель от пожаров или в сражениях часто разбивали семейный союз".
Вот и Алиса, погоревав, снова вышла замуж за ростовщика Адама ле Бланда из Каллана. Алиса и Адам, очевидно, жили в достатке: их сбережения в 1303 достигли 3000 фунтов (для сравнения: дневная заработная плата рабочего составляла от одного до полутора пенсов). Но у Адама были дети от предыдущего брака, которым не очень понравилась мачеха. А еще меньше им понравилось, что их отец Адам взял да и передал все свое недвижимое имущество и драгоценности пасынку Уильяму, а потом помер. Кстати, в 1302 году Алиса и ее второй муж были ненадолго обвинены в убийстве ее первого мужа, но дело закрыли.
К 1309 году разбогатевшая Алиса уже вышла замуж за своего третьего мужа, Ричарда де Валле, богатого землевладельца из Типперэри. У Ричарда тоже был сын, и тоже Ричард. Когда ее третий муж умер около 1316 года, Алиса подала в суд на Ричарда-младшего, требуя выплатить ее вдовью долю. Этот поступок вызвал сильное раздражение пасынка, тем более, что его мачеха успела снова выйти замуж в далеко не юном возрасте 53 лет .

Четвёртый её супруг, сэр Джон ле Поэр, ненадолго защитил Алису, заключив в тюрьму Ричарда де Ледреде, ретивого епископа Оссори, который пытался арестовать его жену в 1324 г. на основании заявления ее пасынков от второго и третьего браков. Но вскоре он заболел головокружениями и обмороками и выразил подозрение, что его отравили. Когда сэр Джон умер, его дети скооперировались с предыдущими пасынками Алисы и нанесли мачехе сокрушительный удар. Они обвинили ее в использовании яда и колдовства (maleficarum) против их отцов с тем, чтобы все фамильное состояние перешло ее первенцу, Уильяму Аутлоу.
Никто так не радовался этому обвинению, как тот самый Ричард Ледреде, епископ Оссори. С момента своего прибытия в Ирландию в 1317 году в качестве папского ставленника Ледреде продемонстрировал необычайное рвение в борьбе с ересью, колдовством и прочими излишествами нехорошими . Он ссорился с местными жителями, требуя строго соблюдать законы церкви, и даже жаловался на них папе. А покровитель Ледреде, папа Иоанн XXII (1316-1334), боялся колдовства, которое он назвал ересью в своей булле Super illius specula. Верный слуга церкви, Ледреде горел желанием применить на практике в Оссори принципы инквизиции, которые он изучил в Авиньоне, тогдашней резиденции папства.
Против Алисы Кителер и ее сообщников было выдвинуто семь обвинений в том, что:
1) они отреклись от Христа и церкви;
2) резали живых животных и разбрасывали куски на перекрестках как подношения демону, называемому сыном Искусства, в обмен на его помощь;
3) украли ключи от церкви и проводили там собрания по ночам;
4) в череп разбойника помещали кишки и внутренности петухов, червей, ногти, вырезанные из мертвых тел, волосы и кожу мальчиков, умерших до крещения;
5) из этого варева делали зелья, побуждающие людей любить, ненавидеть, убивать и мучить христиан;
6) сама Алиса имела в качестве инкуба некоего демона, которому она позволила себя познать плотски, и что он являлся ей либо в виде кота, либо в виде лохматого черного пса, либо в виде черного человека, aethiopis, от которого она получила свое богатство;
7) Алиса использовала колдовство, чтобы убить некоторых из своих мужей и свести с ума других, в результате чего они отдали все свое имущество ей и ее сыну Уильяму Аутлоу, тем самым доведя до нищеты ее пасынков.

Кроме того, пасынки утверждали, что четвертого мужа Алисы, сэра Джона, отравили. Надо признать, что описание его состояния в 1324 году: истощенного, с выпавшими ногтями и волосами, в общем соответствует отравлению мышьяком. Кроме этого факта, епископ опирался на показания свидетелей, которые сообщали, что видели Алису на улицах Килкенни с метлой, сметавшей пыль в сторону дома её сына Уильяма Аутлоу, и при этом приговаривавшую: «Всё богатство Килкенни, ступай в дом моего сына Уильяма!».
Собрав все эти сведения, епископ Ледреде предъявил колдунам обвинение и попытался их арестовать. Однако, ввиду высокого социального статуса дамы Кителер потребовалось особое постановление об аресте. Для этого епископ попытался лишить её прав сословия и призвал колдунью к себе. Однако Алиса предпочла бежать в Дублин, где использовав свои связи и немалые средства, добилась того, что в тюрьму был брошен сам епископ.
Ледреде, несмотря на его ограниченные политические связи по сравнению с его оппонентами, был освобожден из тюрьмы через 17 дней после того, как приказал наложить интердикт на епархию (т.е. не позволял проводить какие-либо религиозные церемонии). После освобождения Ледреде возобновил следствие. Он задержал камеристку Алисы, Петрониллу де Мит, и велел бить ее плетьми до тех пор, пока она не подтвердила все обвинения против своей госпожи. Затем она была лишена прав сословия, признана ведьмой и 3 ноября 1324 года заживо сожжена на костре. Это был первый известный случай сожжения за колдовство в Ирландии. Свою активную деятельность Ледреде продолжал еще 36 лет - вплоть до смерти в 1360 году. Он судился с сильными мира сего, был обвинен, писал папам римским, пока наконец английский канцлер Джон Торсби, архиепископ Йоркский, не составил письмо папе с просьбой об отстранении Ледреде, обвиняя его в старости, безумии и преследовании прихожан. По некоторым данным, он прожил сто лет, но Бог с ним; полагаю, всех интересует другой вопрос: а что же сталось с Алисой?
А Алиса залегла на дно в Брюгге . Она бежала во Фландрию и была осуждена заочно, «в её отсутствие». Ее приговорили к сожжению на костре, а принадлежавшие ей в Ирландии земельные владения были конфискованы. Алисе хватило ума не напоминать о себе, и тьма истории скрыла от нас ее финал. Ее сына Уильяма ненадолго посадили: он попросил епископа навестить его в тюрьме и демонстративно покаялся, пав ниц в грязь перед Ледреде и большой толпой духовенства и мирян. Его покаяние приняли и назначили епитимию: он должен был совершить паломничество в Святую Землю на первой же попавшейся лодке и покрыть крышу собора дополнительным количеством свинца (в итоге в 1332 году из-за перегруза крыша собора провалилась).
Была ли Алиса убийцей своих мужей? Кто знает. Учитывая количество отравлений в ту эпоху (эпоху романов Дрюона ), все возможно. Но доказать что-либо было сложно, а еще сильнее усложняло обвинение то, что английские присяжные вряд ли осудили бы обвиняемого в убийстве, поскольку 63,5% подсудимых оправдывали. По мнению историков, пасынки Алисы потому и обвинили ее в колдовстве, что ересь считалась худшим преступлением, которое можно было совершить, и в этом случае смертный приговор был гарантирован. Но фокус не удался, и у этой истории хеппи-энд .

Свежие комментарии