На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Хелен Раппапорт, "Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни". Рецензия

Этой осенью у меня получается не так много времени уделять чтению, но всё же кое-какие интересные книги я прочла и хочу поделиться впечатлениями. Особое место среди прочитанного занимает исследование Хелен Раппапорт "Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни".



Чем интересна эта книга? Как минимум тремя пунктами. Первый - это обилие фактического материала, малоизвестного широкой аудитории. Я говорю это со всей ответственностью, потому что Романовыми интересуюсь давно и много читала про них. Не секрет, что зачастую из книги в книгу кочуют одни и те же сведения, отличается лишь интерпретация их авторами. У Раппапорт совсем по-другому: она сообщает факты, которые я больше нигде не встречала, но которые позволяют если не по-новому взглянуть на героев книги (а это не только великие княжны, но их родители и брат), то существенно дополнить их образ. Например, все мы знаем, что Николай II был образцовым семьянином и очень любил свою жену, но знали ли вы, что он присутствовал на родах своей старшей дочери и и потом с глубоким сочувствием отзывался о родовых муках Александры?

Второй пункт - это тема. О последнем русском самодержце написано очень много, но по его дочерям абсолютное большинство авторов в лучшем случае проходилось пунктиром. ОТМА - союз четырех сестер, которым не суждено было расстаться до самой смерти, считался чем-то второстепенным, а если в личности кого-либо из них и начинали разбираться, то в связи с очередными самозванками, сопоставляя, к примеру, биографии подлинной и мнимых Анастасий. Хелен Раппапорт решила восполнить этот пробел, подробно рассказав о каждой из сестёр. При этом ей удалось удержаться на тонкой грани между искренней симпатией к своим героиням и объективностью. Автору сумела показать, что каждая из дочерей Николая II было индивидуальностью, причём достаточно широкой: старшие девушки без конца влюблялись в симпатичных офицеров, с которыми познакомились в госпитале, а младшая, Анастасия, могла рассказывать скабрезные анекдоты . В то же время это были самые обычные, земные девушки, которым так и не судилось познать тех естественных, простых радостей, к которым они стремились.



И, наконец, третий пункт, весьма подкупивший меня в книге Раппапорт - это её тональность. Ни разу за всё многостраничную книгу меня ничего не покоробило, что в случае с западными авторами, пишущими о Российской империи, встречается не так часто. Вспоминаются слова Михаила Афанасьевича Булгакова: своих героев надо любить, и и в данном случае писательница действительно их любит, и не только их: в книге Раппапорт ощущается симпатия и к православию, и к русской культуре. А вот откровенной развесистой клюквы я не заметила, другое дело, что сосредоточившись на людях и их судьбах, автор о многих вещах упоминает скороговоркой. С какими-то её политическими выводами можно не согласиться, но в любом случае такой взгляд будет интересен и полезен для всех, кто интересуется последними Романовыми и той эпохой.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх