На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Новая жизнь Бритт-Мари

Если бы героине фильма "Здесь была Бритт-Мари" (Швеция, 2019) сказали, что "в сорок лет жизнь только начинается", она бы категорически не согласилась - потому что на личном примере убедилась, что жизнь может начаться и в 63 года. Да, и в этом возрасте не поздно начать всё сначала: найти новую работу, новых друзей, новую любовь, и, главное, обрести саму себя, наконец-то раскрыться как личность.



Художественный мир этого фильма, снятого шведским режиссером Тувой Новотны по мотивам одноимённого романа Фредрика Бакмана, я бы охарактеризовала как магический реализм, а если совсем просто - как сказку для взрослых. Но это умная, тонкая сказка, заставляющая сопереживать и радоваться, грустить и размышлять. "Здесь была Бритт-Мари" - отличное доказательство того, что скандинавский кинематограф - это не только девушки с татуировками дракона, но и пожилые дамы с перцем в сердце . Кстати, в родной Швеции фильм Новотны приняли холодно: как известно, нет пророка в своем отечестве. Зато за ее пределами лента имела определенный успех, и неудивительно.



Представьте себе идеальную домохозяйку, которая последние 40 лет занималась кухней, стиркой, уборкой, короче, обслуживанием дома и своего горячо любимого мужа. На первый взгляд она кажется существом одновременно сухим, скучным и ограниченным, но первый взгляд бывает обманчив. Когда Бритт-Мари узнает, что обожаемый муж ей изменял, она совершает поступок, которого от неё никто - и в том числе зрители - не ждёт: хватается за первую попавшуюся работу и уезжает прочь.



Вы скажете, что такое бывает. Да, бывает: и если бы Бритт-Мари переехала из одного района в другой и пошла бы на кассу в супермаркет или нянечкой в больницу, то можно было бы говорить не о магическом, а о самом обыкновенном реализме. Но 63-летняя женщина уезжает туда, куда шведский Макар телят не гонял, в такое захолустье, от которого тошнит даже местных жителей, и работать она собирается... тренером местной школьной футбольной команды.



Трудно найти человека, менее подходящего для этой должности. Во-первых, Бритт-Мари никогда не играла в футбол, и знает хоть что-то об этом виде спорта только потому, что им увлекался её муж. Во-вторых, она никогда не работала с детьми, и своих детей у неё нет. В-третьих, у неё нет лицензии на право преподавания. Словом, это чистое безумие, которое можно рассматривать как акт отчаяния, а можно - как своеобразную инициацию.



Если кто забыл, инициация - это обряд, связанный с преодолением препятствий, после которого в древности подростка признавали взрослым. Часть души Бритт-Мари так и не повзрослела, и не случайно она так часто вспоминает своё детство и погибшую сестру. Для того, чтобы повзрослеть, надо стать субъектом, самостоятельной единицей, а она всю жизнь была при муже, жила его целями, думала его мыслями. Ее мир был ограничен стенами дома, и теперь постаревшая девочка должна пройти через испытание, чтобы наконец-то обрести взрослое "Я".



Возможно, именно потому, что внутри строгой пожилой тетеньки всё ещё жив подросток, Бритт-Мари сумела так быстро найти общий язык с местными тинейджерами, входящими в футбольную команду. А еще потому, что все эти ребятишки - и белые, и черные, и смуглые - по большому счёту были никому не нужны. На них плевать хотела местная администрация, на них давно махнули рукой учителя, а родители заняты своими проблемами. Все, что у них есть - это футбол, и победа на соревнованиях - единственный способ доказать всему миру, что они существуют. То же самое победа значит для Бритт-Мари, а когда воля и энергия самых разных людей сливаются в один поток, чудо становится возможным - по крайней мере, в пределах одного фильма .



На фоне маньяков, психопатов, жестокой правды жизни как она есть, триллеров, киллеров и прочего депрессняка "Здесь была Бритт-Мари" воспринимается буквально как глоток свежего воздуха. Немалая заслуга в этом принадлежит исполнительнице главной роли, известной шведской актрисе Пернилле Аугуст (среди прочего, она играла в пьесах Шекспира и Чехова, поставленных Ингмаром Бергманом). Она настолько убедительна в роли бездетной странноватой женщины, что я испытала легкое удивление, узнав, что в жизни у Перниллы три дочери. А режиссера фильма, Туву Новотны, вы могли видеть в известном фильме "Ешь, молись, люби" - она сыграла там Софи. До "Здесь была Бритт-Мари" она сняла один полнометражный фильм "Слепое пятно" и несколько серий в телесериалах "Даг" и "Лиллехаммер". Своей необычной для Швеции фамилией Тува обязана отцу - чешскому режиссёру Дэвиду Новотны.



О том, насколько фильм соответствует роману Бакмана, я ничего не могу сказать: не читала. Зато главная идея фильма формулируется легко и отчётливо: никогда не поздно стать собой. Если хочешь получить вторую жизнь, начни её прямо сейчас, и неважно, как долго она продлится и победит ли в итоге твоя футбольная команда. Идея хорошая, что и говорить, а фильм как зрелище еще лучше. Если вы ощущаете потребность в оптимистичном, легком и динамичном кино, потратьте 98 минут своей жизни на "Здесь была Бритт-Мари", и вы не пожалеете.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх