Что-то кучно у меня пошли в последнее время кинорецензии, ладно, пусть будет еще одна . Тем более, что про "Закат" в Сети не то что бы мало написано, но как-то не сути.
Если по сути, то режиссер хотел снять артхаусное кино про то, как аура Австро-Венгерской империи, находящейся на пороге гибели, влияет на души людей: каждый сам по себе, у каждого скелеты в шкафу, все немного не те, за кого себя выдают. В центре киноповествования один человек - девушка Ирис, вернувшаяся в Будапешт после 8-летнего отсутствия и пытающаяся восстановить некогда рухнувший мир. Ее родители погибли во время пожара, когда ей было два года, в 12 лет из будапештского приюта, где она провела детство, ее отправили учиться в Триест, у нее нет ни кола, ни двора, ни родных, все ее имущество помещается в одном чемодане, и вот она приходит в шляпный магазин, принадлежавший когда-то ее родителям, чтобы не только найти работу, но и обрести некое подобие корней. Но в магазине ей дают от ворот поворот, предлагая вернуться в Триест, и Ирис со своим чемоданчиком снова оказывается в сутолоке будапештских улиц.
Опустошенность и неприкаянность героини в начале фильма показаны очень хорошо, и если бы Немеш продолжил фильм в этом духе - показывая блуждания героини по городу с возможными встречами тех, кто знал ее родителей, то получился бы немного занудный, но цельный артхаус, вся прелесть которого именно в настроении. Но режиссера зачем-то понесло в детективщину, причем на редкость неудачную. Сразу вспоминается "Иллюзионист", но в "Иллюзионисте", при всем отсутствии исторического правдоподобия, есть крепкий и профессионально сделанный сюжет, а в "Закате" вместо сюжета - набор нелепостей.
Ирис таки не мытьем, так катаньем пристраивается в шляпный магазин, узнав попутно, что у нее был брат, о котором она ничего не знала. Брат какой-то террорист-анархист, убивший мужа какой-то графини. С ним связана какая-то тайна, ну такая жуткая тайна, о которой нельзя говорить. Ирис идет в трущобы на поиски брата, но никак не найдет. Тем временем в магазин должен пожаловать эрцгерцог из Вены, и Ирис вместе со зрителем начинает понимать, что стрррашные тайны связаны с высшим обществом. В итоге все оказывается по Некрасову: "не очень много шили там, и не в шитье была там сила": владелец магазина поставлял девочек - т.е. своих продавщиц - извращенцам из высшего общества, любителям поиздеваться. Более того, похоже, что первопроходцами в этом деле были родители Ирис, за что и поплатились. В конце фильма анархисты-террористы опять сожгли магазин и перебили всех продавщиц, а Ирис, когда началась Первая мировая, пошла в медсестры на фронт. Тут и сказочке конец.
Как я уже заметила, эта детективщина выглядит совершенно фальшивым и неправдоподобным довеском. То есть понятно, что в Будапеште той эпохи хватало и тайных борделей, и любителей извращений, и анархистов, но все эти элементы не смешиваются в единое целое, как масло и вода. Я уж молчу об эрцгерцоге, который лично посещает какой-то шляпный магазин: такой эпизод мог придумать только человек, ничего не знающий о снобизме австрийской элиты (там доходило до того, что некоторые эрцгерцоги ходили в гости только друг к другу: посещать пусть титулованных аристократов, но не принадлежащих к габсбургской династии, они считали ниже своего достоинства ). В общем, получилась довольно красивая, но невнятная фантазия на вольную тему.
Оценка: 6,5 из 10.
Кинорецензия: фильм "Закат" (2018, Венгрия, реж. Л.Немеш)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии