На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Не родись царевной, а родись счастливой: судьба Ольги Романовой

Все девочки мечтают стать принцессами, но на самом деле рождение в семье монарха вовсе не гарантирует ни житейского счастья, ни даже материального благополучия. Ольга Романова, дочь Александра ІІІ, появилась на свет в 1882 г., когда ее отец уже был императором, то есть принадлежала к порфирородным принцессам. Это не помешало ей прожить неровную, местами странную, а под конец бедную жизнь.


Ольга была последним ребенком императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, а это значит, только младший брат Михаил был более-менее близок к ней по возрасту. Мать не любила Ольгу, старшие братья и сестра Ксения жили своей жизнью. Ольга обожала отца, но он умер, когда ей было всего 12.



Это была первая большая потеря в жизни Ольги. Когда ей было 17 лет, в возрасте 28 лет умер от туберкулеза ее брат Георгий. Из-за этого события на год отложили выход Ольги в свет. Впрочем, блистать на балах ей долго не довелось. Во-первых, Ольга никогда не отличалась привлекательностью, а во-вторых, мать быстренько подыскала ей мужа. Им стал принц Петр Александрович, герцог Ольденбургский, который был старше ее на 14 лет.

Ольденбургский был некрасив, болезнен, недалек, и совершенно не интересовался женщинами. В интимные отношения с женой он так и не удосужился вступить, предпочитая юношей. Существует мнение, что вдовствующая императрица намеренно выдала дочь за Петра Ольденбургского, известного своей гомосексуальностью, из эгоистических соображений — чтобы дочь больше уделяла времени одинокой матери, а не своему мужу.


Нетрудно догадаться, какой была жизнь Ольги в этом браке. Все 15 лет брака великая княжна так и оставалась девственницей, хотя в 1903 г. она встретила человека, ставшего ее первой и единственной любовью.

Николай Александрович Куликовский, выходец из воронежской дворянской семьи, был старше Ольги на год. Он поступил на службу в Кирасирский Её Величества лейб-гвардии полк, почетным полковником которого был великий князь Михаил Александрович, младший брат Николая ІІ. В апреле 1903 во время парада в Павловском дворце, великая княгиня Ольга, увидела Куликовского и уговорила брата Михаила посадить их рядом за завтраком. Так они познакомились.

Потом были 3 года переписки и 10 лет платонического романа. Несмотря на неоднократные просьбы Ольги Александровны, Николай Второй не давал разрешения на развод по религиозным и династическим соображениям. Он считал, что брак заключается на всю жизнь, да и по происхождению Куликовский был неподходящим для царской семьи. И только в 1916 г. царь смилостивился и расторг её брак с герцогом Ольденбургским.


Ольга в 1915 г.

16 ноября 1916 года Ольга и Куликовский обвенчались в Васильевской церкви в Киеве. Шла война, жених служил в армии, невеста была сестрой милосердия, и потому все было очень скромно. На венчании присутствовали только священник, вдовствующая императрица - мать Ольги Александровны, великий князь Александр, две медсестры из госпиталя и четыре офицера Ахтырского полка. Невесте было уже 34 года, жениху - 35, по тем временам возраст не юный.


В августе 1917 года в крымском Ай-Тодоре у супругов родился первенец — сын Тихон, но ни мать, ни сестра так никогда и не простили Ольге неравнородного брака. Не выдержав нападок, семья уехала в Ростов-на-Дону, надеясь найти приют у главнокомандующего вооруженными силами Юга России А.И.Деникина. Однако Деникин не принял Куликовских, передав через адъютанта, что монархия закончилась.

Семья нашла приют у казака, служившего в императорском конвое и лично знавшего Ольгу - Тимофея Ксенофонтовича Ящика. Здесь в 1919 году у супругов родился второй сын, Гурий. Ребёнка назвали в честь Гурия Панаева, офицера Ахтырского полка, убитого во время Первой мировой.

После гражданской войны Ольга с мужем и детьми приехала в Данию. Там уже жили ее мать, бывшая по происхождению датской принцессой, и сестра Ксения. Рухнула империя, были расстреляны Николай и Михаил, погибла едва ли не треть семьи, но на отношение к мужу Ольги никакие политические катаклизмы повлиять были не в силах. Его дальше считали человеком второго сорта, а ее - женой простого дворянина.


Ольга с семьей жила небогато, но никогда не строила планов на наследство. А наследовать было что: с собой в эмиграцию Мария Федоровна привезла свою знаменитую шкатулку, полную уникальных драгоценностей. На сегодняшние деньги ее стоимость составляет около 12 миллионов фунтов. Но если Ольга не была алчной, то ее сестра Ксения никак не могла успокоиться. Она знала, что ее мать в завещании поделила содержимое шкатулки поровну между двумя дочерьми, но считала это несправедливым. И, едва мать испустила дух, Ксения быстренько продала ларец с содержимым представителю английской короны, так что когда огласили завещание, ларца в Копенгагене уже не было.


Ольга с матерью в Дании

Разразился скандал. Узнав об отсутствии ларца и даже не попытавшись выяснить, кто и когда его похитил, датский король Кристиан Х обвинил во всем Ольгу Александровну, вызвал ее на ковер, обложил матом и объявил, что «отныне вычеркивает ее не только из своих родственников, но и знакомых».

Ничего не понимающая Ольга была в шоке. Когда правда всплыла наружу, выяснилось, что ювелир-посредник, который принял ларец, спрашивал Ксению, знает ли ее сестра, что они собираются переправить ларец в Лондон. Но та заявила, что Ольге надо было думать, когда она выходила замуж, а не теперь, когда ее отринула вся семья. Разговор с сестрой закончился ничем: ни копейки от продажи материнских драгоценностей Ольга не получила.


Сестры

Материальное положение Куликовских стало совсем скверным. Муж Ольги Александровны, чтобы прокормить семью, вынужден был устроиться конюхом – на более престижную работу его в Дании не брали. Только в 1932 году, когда почти за бесценок была продана вилла Видёре, Ольга с мужем купила небольшую ферму в Баллерупе, где занялась крестьянским трудом. Но и тут мстительный датский король настоял, чтобы доля Ольги в средствах от продажи Видёре была определена всего лишь в 2/5. Остальная же сумма была переправлена Ксении, еще до того забравшей из дома все наиболее ценное, включая знаменитый лимузин императрицы марки «Бельвиль».

Ольга и ее муж превратились фактически в фермеров, но оставались сыновья, которых, как им хотелось верить, ждет иная судьба. Оба их сына воспитывались в традиционном духе и прекрасно говорили по-русски. Старший, Тихон, стал офицером датской армии, во время второй мировой войны после оккупации Дании находился под арестом в спецлагерях, а несколько месяцев провел в тюремном заключении. Второй сын, Гурий Николаевич служил в датской военной гвардии, став гусаром, а затем кавалеристом. Он рано женился, в 21 год, на датчанке, и стал отцом троих детей.



После войны Советский Союз предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что Ольга Александровна помогает русским на чужбине — «врагам народа». Возникла угроза депортации. В 1948 г. семья Куликовских переехала в Канаду и поселилась в деревне Куксвилл, в настоящее время слившейся с городом Миссиссога, рядом с Торонто. Жила царская дочь в Канаде под именем Ольга Александровна Куликовски (Olga Alexandrovna Kulikovsky). За свою жизнь написала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью. Рисовала она в основном натюрморты, отличающиеся яркой, сочной цветовой гаммой.







Все 12 лет, проведенных в Канаде, Ольга жила очень просто, почти бедно. Соседи и не знали, что эта седая старая женщина - дочь последнего русского царя. Но в чем-то такая жизнь отвечала вкусам самой Ольги, никогда не любившей блеск и роскошь. Согласно воспоминаниям современников, еще в Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причём очень любила беседовать с последними. Если что и мучило Ольгу, то не бедность, а горечь от утраты братьев и обида на сестру, ободравшую ее, как липку. К тому же матери помогали сыновья, тоже эмигрировавшие в Канаду: старший работал в управлении дорог провинции Онтарио, младший преподавал славистику.

Потомки Тихона и Гурия Куликовских до сих пор живут в Канаде. Они помнят о своих корнях, иногда дают интервью, работают - в общем, нормальные люди :). Один из внуков, Пол Эдвард Куликовский (на фото) внес финансовый вклад в восстановление музея Палаты бояр Романовых.



Их отец, Николай Куликовский, умер в 1958 году. Ольга Александровна пережила его на два года. Она похоронена в Торонто.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх