На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Маленькая, да удаленькая

1 мая был День рождения почтовой марки. Хотя сейчас обычные письма отправляют все реже, все знают, как она выглядит. Марки - не только специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами, но и неотъемлемая часть цивилизации. Их коллекционируют, их изучают, их считают важными элементами культурного пространства.



Первые почтовые марки, а также штемпельные конверты увидели свет в Англии в 1840 году. Их появление было обусловлено введением унифицированного дешёвого тарифа на письма. Хотя идею использования наклеиваемых почтовых марок оспаривал книгопродавец Джеймс Чалмерс (1782—1853), изобретение марок приписывают Роуленду Хиллу. Его мать работала на почте и рассказывала сыну о недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. 6 января 1837 года Хилл выдвинул идею единообразного почтового тарифа, оплачиваемого отправителем, выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность», в котором написал: "Возможно, эта проблема (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством кусочка бумаги, настолько маленького, чтобы только разместить на нем печать, и покрытого с обратной стороны клеевым слоем, который отправитель может, слегка увлажнив, приклеить к оборотной стороне письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его".

Идея Хилла сразу понравилась, но потребовалось целых три года, в течение которых проводились агитация в печати, на собраниях, подача петиций в парламент Великобритании, создание союзов, призывавших введение «пенни-порто», прежде чем первая марка увидела свет. 6 мая 1840 года были выпущены первые почтовые марки, вошедшие в историю под названием «Чёрный пенни». Рисунок для «Чёрного пенни» с изображением профиля королевы Виктории был выгравирован Чарлзом и Фредериком Хи́тами по эскизу Генри Коула. В нижних углах марки были напечатаны буквы, которые свидетельствовали о положении марки на марочном листе, то есть ряд, в котором она находилась, и её место в ряду.



Всего было отпечатано 286 700 листов с 68 808 000 марок, и значительная их часть (не менее нескольких процентов) дошла до наших дней. Цена чистого «Чёрного пенни» в хорошем состоянии может достигать £20 625 (торги в благотворительных целях на аукционе Сотбис от 6 марта 2009 года) Обнаруженная в 2001 году первая известная открытка «Penny Penates», прошедшая почту и франкированная «Чёрным пенни», была продана за сумму свыше 30 тысяч фунтов стерлингов.

Уже первая марка была с обратной стороны промазана клеем. В качестве клея, наносимого на оборотную сторону марки, применялся гуммиарабик, а также раствор декстрина; в настоящее время употребляются синтетические клеевые составы. Клей обязательно должен быть безопасен для человека, поскольку большинство людей перед наклеиванием лижут клеевой слой. Некоторые современные составы клея содержат сахарин и другие улучшающие вкус добавки — для привлечения покупателей. Так, в 1960-х годах во Франции были выпущены так называемые «вкусные» марки, где в клей добавлялись лимонный сок, мята или ванилин.

Вслед за выпуском первых марок в Великобритании в 1840 году почтовые марки стали появляться в свет и в других странах: в 1843 - в Швейцарии, в 1847 - в США, в 1849 - во Франции и Бельгии, в 1860 - в Польше и т.д. К началу 20 века марки выпускались в 310 странах (считая в том числе и не существовавшие уже на тот момент государственные образования, например, малые итальянские и немецкие). Внешне они не отличались от современных и представляли собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону.



Гашение знаков почтовой оплаты обыкновенно делали и продолжают делать до сих пор посредством штемпеля с датой отправления письма. С середины XIX века получило распространение гашение почтовых марок в первый день их выпуска. При этом марки клеятся на специально для этой цели выпущенный конверт, а для гашения часто используются художественно оформленные спецштемпели. Занятный факт: в начале XX века на штемпеле в США помещали метеорологические указания, сообщавшиеся каждое утро метеорологической станцией некоторым почтовым конторам, так что получавший письмо находил в штемпеле указания о предстоящей перемене погоды.

Сегодня существуют такие виды почтовых, полупочтовых или непочтовых марок: официальные (их выпускает государство), полуофициальные — выпущенные непочтовыми учреждениями или организациями, используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов; неофициальные — марки, выпущенные общественными, частными организациями или лицами; марки частных почт (марки частных городских и гостиничных почт (например, марки частных местных почт).

Несмотря на обилие выпущенных во всём мире марок, большинство из них сохранило форму первых почтовых миниатюр — горизонтальный или вертикальный прямоугольник. Однако используются и другие формы: прямоугольник, ромб, трапеция и даже круг. Некоторые страны выпускают марки так называемой свободной формы: их форма может повторять контур карты страны (Сьерра-Леоне, 1964), кокосового ореха (Тонга), банана (Тонга), очертаний Гибралтарской скалы (Гибралтар) и т. д. Встречаются также пятиугольные, шестиугольные (гексагональные) и восьмиугольные (октагональные) марки.



Большинство выпущенных почтовых марок напечатаны на чистой, обычно белой (мелованной) бумаге. Однако используются и другие материалы. На фото ниже мы видим деревянную и вышитую почтовые марки Швейцарии. В Тонга, Сьерра-Леоне, Дагомея, Чад, Нигер, Гаити, Мали, Мавритания выпускались марки на золоте с бумажной подкладкой, а в Бутане и Катаре - на маленьких виниловых грампластинках, на которых записаны песни. В Египте в качестве материале использовали папирус, в Монголии и Польше - шелк.



Хотя электронная почта в 21 в. сильно потеснила обычную, прекращение выпуска почтовым маркам не грозит. Дело в том, что практически во всех странах значительная часть марок выпускается с изначальной целью их продажи коллекционерам, что позволяет государству получать значительные доходы, не связанные напрямую с почтовыми услугами. Такие государства и территории, как Лихтенштейн, Тринидад и Тобаго, Джерси и многие другие, рассматривают средства оплаты почтовых отправлений (марки, конверты, открытки) как один из инструментов при формировании доходной части бюджета.

Полагаю, у вас уже возник вопрос: сколько стоит самая дорогая марка в мире? Ни много ни мало 9,5 миллиона долларов! Ее напечатали 4 апреля 1856 года в колонии Британская Гвиана в единственном экземпляре, и у нее весьма необычная история. В 1873 году 12-летний школьник нашел конверт с этой маркой, отпарил ее и продал примерно за 1,5 доллара соседу-филателисту. Спустя пять лет марка оказалась в Европе, где после ряда перепродаж в 1980 году ее купил за 935 тысяч долларов Джон Дюпон — представитель одного из богатейших промышленных кланов Америки. Его осудили за убийство, а пока он отбывал срок, марку хранили в банке. После смерти Дюпона ее выставили на торгах аукционного дома «Sothebys» в Нью-Йорке. 18 июня 2014 года марку номиналом в 1 цент продали за 9,5 миллиона долларов дизайнеру и владельцу обувной фирмы Стюарту Вайцману.

Поскольку марки могут стоить очень дорого, практически вся их история сопровождалась историей их подделок — фальсификатов. Уже в 1840-х годах в обращении появились как полные фальсификаты, так и частичные, использующие в качестве основы настоящие марки, но с поддельной надпечаткой, изменённым цветом или перфорацией и т. п. Различают фальсификацию марок в ущерб почте и в ущерб коллекционерам (с развитием филателии второй тип подделок по масштабу и уровню стал сопоставим с первым).

Разумеется, такое интересное явление, как марка, не могло не найти отражение в литературе, в том числе сатирической. В исключенной из окончательной версии "12 стульев" главе "Прошлое регистратора ЗАГСа" есть весьма забавный эпизод.

"С годами жизнь Ипполита Матвеевича заметно менялась. Он рано и красиво поседел. У него появились маленькие привычки. Просыпаясь по утрам, он говорил себе: «Гут морген» или «Бонжур». Его одолевали детские страсти. Он начал собирать земские марки, ухлопал на это большие деньги, скоро оказался владельцем лучшей коллекции в России и завел оживленную переписку с англичанином Энфильдом, обладавшим самым полным собранием русских земских марок. Превосходство англичанина в области коллекционирования марок подобного рода сильно волновало Ипполита Матвеевича. Положение предводителя и большие связи помогли ему в деле одоления соперника из Глазго. Ипполит Матвеевич подбил председателя земской управы на выпуск новых марок Старгородского губернского земства, чего уже не была лет десять. Председатель, смешливый старик, введенный Ипполитом Матвеевичем в суть дела, долго хохотал и согласился на предложение Воробьянинова. Новые марки были выпущены в двух экземплярах и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из тех редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову.

От радости на глазах у мистера Воробьянинова выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами только два слова: «Накося выкуси».

После этого деловая связь с мистером Энфильдом навсегда прекратилась и удовлетворенная страсть Ипполита Матвеевича к маркам значительно ослабела".

Вот такая она, почтовая марка - маленькая, да удаленькая. А вы когда-либо коллекционировали марки?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх