На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Аделаида Лабиль-Гиар, "Портрет мадам де Жанлис" (1790)

Старинные портреты интересны не только тем, что позволяют понять, как выглядели люди прошлых веков: каждый из них хранит свою историю. Картина, о которой я хочу поговорить - портрет незаурядной женщины на сломе эпох, написанный другой незаурядной женщиной, при этом имена обеих незаслуженно подзабыты.



Сегодня произведения Стефани-Фелисите Брюлар, графини де Жанлис, маркизы де Силлери, никто не читает, но в конце 18 - начале 19 века они были безумно популярны во всей Европе. Писать она начала во многом случайно: когда ее назначили воспитательницей детей герцога Шартрского, она стала сочинять, желая отчасти оправдать своё положение в глазах света (у Стефани-Фелисите не было педагогического образования). Внезапно ее педагогические книги «Образовательно-воспитательный театр» (1779-1780), «Адель и Теодор, или письма о воспитании» (1782); «Перед сном во дворце, или правила морали в отношении детей» (1784) понравились публике. В 1789 г. она издала книгу «Советы по воспитанию королевского наследника», но тут началась революция.

Писательнице удалось эмигрировать, а ее муж окончил жизнь на гильотине в дни якобинского террора. В 1795 г. она издала в Гамбурге роман «Рыцари Лебедя, или двор Карла Великого", ставший еще более популярным, чем педагогические трактаты. После «Рыцарей лебедя» Жанлис написала множество романов и повестей, которые сейчас же переводились на иностранные языки. Кроме романов, Жанлис писала также комедии, мелодрамы, путешествия, критические обозрения и т. д. - всего до 90 томов.

Портрет запечатлел писательницу в расцвете творческих сил: ей 44 года, и главные бестселлеры еще впереди. Стефани-Фелисите одета подчеркнуто по-домашнему: в халате из дорогой ткани, белоснежном чепце, украшенном кокетливыми бантиками, в ее облаченных в перчатки руках - сложенный веер. Для портрета характерна очень приятная цветовая гамма - сочетание белого, зеленого и серо-голубого. Казалось бы, картина должна излучать гармонию и спокойствие, но им противоречит взгляд Жанлис. Ее губы сложены в светскую улыбку, но прикройте портрет рукой так, что останутся одни глаза - и вы увидите в них тревогу. Это тревога никак не связана с физическим состоянием героини: перед нами хотя и не юная, но цветущая женщина. Беспокойно не тело, но дух: Стефани-Фелисите, которой выпало жить в эпоху перемен, не знает, что принесет ей - и стране - грядущий день.

Очень интересно сравнить этот портрет Жанлис с другим ее портретом, написанным всего лишь 9-ю годами ранее. Сильный контраст, не так ли?



Мастерство автора портрета, Аделаиды Лабиль-Гиар, несомненно. А меж тем она родилась в семье торговца и была младшей из восьми детей. Общее образование Аделаида получила в монастырской школе, затем помогала в лавке отца, но с 14 лет мечтала стать художницей. Рисовать она училась сперва у своего соседа, живописца швейцарского происхождения Франсуа-Эли Венсана (позднее она вышла замуж за его сына), а потом - у крупнейшего пастелиста Мориса Кантена де Латура.

Портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех, в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи, в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин. Вступление её в Академию сопровождалось распространением омерзительного памфлета: Аделаиду обвинили во том, что она выдает картины мужа за свои, а также, как Варвара Птибурдукова, предается похоти, "волчица старая и мерзкая притом" . Благодаря вмешательству покровительницы Аделаиды, графини д’Ангвилье, жены директора-управляющего зданием Королевской академии, скандала удалось избежать - но осадочек в душе художницы остался.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художницей, Аделаида Лабиль в том же 1783 году открывает в Париже первую Женскую школу живописи. После победы Революции жизнь художницы не претерпела серьёзных изменений. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров. В 1791 году она жертвует часть своих средств на Национальное собрание Франции, в 1791 устраивает выставку из 13 портретов членов Национального собрания. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. После революции она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где работает затем со своими ученицами. В последние годы жизни Аделаида часто выставлялась в парижских салонах. В отличие от Жанлис, дожившей до глубокой старости, Лабиль умерла в возрасте 54-х лет.

Еще несколько работ Лабиль-Гиар - под спойлером.










Вот такие интересные судьбы бывают скрыты за гладкостью и благообразием старинных портретов .

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх