

Консуэло - юная черноволосая девушка, похожая на цыганку - нищая сирота, которой выпало на долю нелегкое испытание под названием гениальность. В отличие от множества других романов о женщинах, любовная линия в "Консуэло" - не доминирующая, а дополняющая главную. Эта история не о том, как некая девушка полюбила и разочаровалась в своем избраннике, а о цене, которую платит каждый великий артист за свои победы. А еще о том, как важно и как сложно в этом пестром мире оставаться собой, не поддаваясь ни страстям, ни искушениям, в том числе искушению славой. Тут невольно вспоминается отчим Неточки Незвановой, также наделенный огромным талантом, но решивший, что главное - это слава, а не самореализация, и все потерявший. В романе Жорж Санд пагубность такого подхода демонстрирует Андзолето, неверный возлюбленный Консуэло.

"Венецианская" часть книги, на мой взгляд, более сильно написана, чем "чешская", и неудивительно: писательница отродясь не была в Богемии и фантазировала по мере сил. На страницах, посвященных замку Исполинов, окрашенный умеренной дозой романтики реализм сменяет готика с ее замками, роковыми тайнами и загадочными героями. Потом повествование опять выходит на широкую реалистическую дорогу (правда, не до конца), а финал и вовсе выглядит надуманным и неестественным. Еще современники Жорж Санд отмечали, что роман очень неровно написан и представляет собой смешение самых разнородных элементов. Но в этом есть и плюс: каждый читатель найдет в "Консуэло" что-то свое. На меня, как я уже упоминала, сильное впечатление произвели венецианские сцены и описание двора Марии-Терезии, а кому-то, возможно, понравится загадочный граф Альберт.

Интересно, что роман совершенно не понравился Льву Толстому: "Что за превратная дичь с фразами науки, философии, искусства и морали. Пирог с затхлым тестом и на гнилом масле с трюфелями, стерлядями и ананасами". Еще бы: как это женщина может быть гением, такой опции в картине мира яснополянского старца не было предусмотрено . Впрочем, если по отношению к "Консуэло" злая критика кажется несправедливой, то продолжение романа, "Графиня Рудольштадт", увы, напоминает фанфик. Оживающие покойники (не зомби ), короли и полевые командиры, влюбляющиеся в гениальную дурнушку, чудесное спасение и прочая фигня выводят роман за пределы реалистической литературы. Но это уже другая книга и другая история.

Такой видела Венецию Жорж Санд: "ночью, когда все смолкает и кроткая луна струит свой беловатый свет на каменные плиты, все эти дома разных эпох, прилепившиеся друг к другу без всякой симметрии и без претензии, с таинственными тенями в углублениях, являют собой бесконечно живописную картину. Все хорошеет под лунными лучами: малейший архитектурный эффект усиливается и приобретает монументальность, каждый балкон, увитый виноградом, переносит вас в романтическую Испанию, населяет воображение приключениями рыцарей «плаща и шпаги». Прозрачное небо, в котором тонут бледные купола далеких зданий, льет на все какой-то неопределенный, полный гармонии свет, навевая бесконечные грезы..." . Такой она и осталась, и если я о чем и жалею, то о том, что будучи в Венеции не посетила тот самый театр, где ничего не изменилось с 18 века, когда на его сцене пела вымышленная Консуэло и реальные оперные звезды той эпохи.

Свежие комментарии