На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Что случилось с паромом "Эстония"? 5 версий самой масштабной европейской морской катастрофы

Сегодня исполняется ровно 25 лет с момента гибели парома "Эстония", который многие сравнивают с "Титаником". Но если причины гибели "Титаника" всем ясны и общеизвестны, то трагедия "Эстонии" по сей день таит в себе немало тайн.



В 19.15 27 сентября 1994 года паром покинул 10-й пирс В-терминала Таллинского порта, рассчитывая в 9 утра 28-го прибыть в Стокгольм. Первое время рейс шел в обычном режиме: все четыре главные машины парома работали на полном ходу, скорость судна достигала 19 узлов. Около 22 часов вахтенный матрос совершил контрольный обход по палубе и нашел, что всё в порядке.

Но уже в 00:55 вахтенный матрос Линде слышит странное металлическое постукивание. Через 10 минут другие члены экипажа тоже слышат металлические стуки. В 01:15 находящийся в контрольном машинном отделении третий механик Маргус Треу (Margus Treu) слышит два или три сильных металлических удара по корпусу парома и видит на мониторе, как по краям носовой рампы вода поступает внутрь корабля. "Эстония" начинает крениться на правый борт.



Крен усиливается с огромной скоростью. Уже в 1.30 "Эстония" накренилась на 90 градусов, и в каюты хлынула вода. В 01:48 28 сентября 1994 года паром «Эстония» полностью ушел под воду. На его борту было 989 членов экипажа и пассажиров. Спасено только 138 человек (один из которых позже умер в больнице), погибло и пропало без вести 852 человека (обнаружены тела лишь 94 погибших).



Поскольку катастрофа парома «Эстония» является кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время, она вызвала огромный общественный резонанс и породила множество вопросов, ответа на которые нет по сей день.

Международная комиссия по расследованию крушения парома «Эстония» посчитала, что причинами катастрофы послужили несовершенство в конструкции, повышенная скорость движения судна и штормовая погода. Официальная версия катастрофы гласила: «Из-за сильных ударов волн на «Эстонии» было повреждено запорное устройство носового визора (подъёмной надводной части парома), в результате аппарель автомобильной палубы оказалась незащищённой от проникновения воды. Вследствие этого внутрь парома в течение нескольких минут хлынули тысячи тонн забортной воды, увлёкшие судно на дно моря».

Но ещё до выхода заключительного отчёта международной комиссии по расследованию крушения парома «Эстония» различные заинтересованные стороны стали критиковать работу комиссии. Стали появляться альтернативные версии. Самыми популярными среди них являются:

1. Неправильная эксплуатация парома, т.е. неоправданно высокая в подобную погоду скорость и неправильно размещённый груз. Согласно этой версии, вина целиком ложится на владельцев судна, а не на его строителей. Близка к ней и версия, по которой владельцы попросту выпустили не готовое к плаванию судно. Так, в 2016 году швед Стефан Торсселль издал книгу «M/S Estonia» с подзаголовком «Несчастный случай Швеции» (или «Авария Швеции»), где в деталях описывает имевшиеся на судне упущения: было обнаружено 14 дефектов (среди них повреждения уплотнителей в визире, неработающие противопожарные двери, открытые люки между палубами и т. д.), пять из которых помечены кодом 17, означающим, что судну нельзя покидать порт до устранения недочётов.

2. Перевозка оружия. Установлено, что на пароме «Эстония» по крайней мере дважды перевозили военную технику, это было во время предыдущих рейсов — 14 и 20 сентября. Теории заговора, связанные с перевозкой оружия, делятся на две группы: первая утверждает, что корабль был уничтожен из-за перевозки оружия, а вторая — что корабль действительно погиб в штормовом море по техническим причинам, но обстоятельства катастрофы скрывают для того, чтобы предотвратить факт обнаружения перевозки оружия. По одной из теорий, в одной из находившихся на автомобильной палубе машин в качестве груза могло быть радиоактивное вещество или ядерная боеголовка, которая была демонтирована в Палдиски.



3. Пробоина в корпусе парома. По словам Грегга Бемиса, неоднократно совершавшего погружения к парому «Эстония», он видел у борта затонувшего судна гору песка, которая могла возникнуть из дыры в его корпусе, находившейся в этом месте. Поскольку айсбергов в море не было, пробоина могла возникнуть из-за намеренного взрыва. Инженера-судостроитель Андерс Бьёркман высказал мнение, что судно могло утонуть столь быстро только в том случае, если бы в его корпусе была пробоина ниже ватерлинии. Бьёркман считал, что, по всей вероятности, визор - подъёмную надводную часть парома, расположенную на носу судна. - взорвали после затопления парома.

4. Намеренное открытие носового визора в море. Согласно этой версии, носовой визор парома и аппарель были открыты во время движения для того, чтобы столкнуть в море и затопить машину с грузом, прибытие которого в Швецию хотели предотвратить. Кое-кто из пассажиров предположительно слышал характерный звук гидравлики визора непосредственно перед крушением. Некоторые считают, что "Эстонию" затопили контрабандисты, которые нелегально перевозили на пароме кобальт и героин, получив сообщение о том, что шведским властям стало известно об их операции. Якобы сотруднику частной охранной фирмы "Эстониан секьюритиз", в прошлом заместителю директора таможенного комитета Эстонии Игорю Криштаповичу, удалось подслушать и записать телефонный разговор между капитаном "Эстонии" и неким наркодельцом по имени Юри. Так это или нет, теперь выяснить уже нельзя. Спустя некоторое время Игорь Криштапович был убит в центре Таллина, причем это преступление так и осталось нераскрытым.



Итак, у нас есть пять версий - одна официальная и четыре альтернативных. От них можно было бы отмахнуться, если бы не четыре очень странных факта.

Первый - неестественно быстрое затопление парома водой.

Второй - ветреная, но отнюдь не экстремальная погода: никакого намека на пресловутый "девятый вал".

Третий - отказ поднимать затонувшее судно и людей. Более того, паром «Эстония» — это единственное в мире судно, охраняемое законом о покое погибших, и его крушение — единственный случай, расследование которого считается преступлением. Погружение к останкам парома запрещено, исполнение запрета возложено на финские власти.

Но самое странное - это наличие 8 человек, которые попали в список спасённых, но позже из него исчезли. Все пропавшие были членами экипажа, а не пассажирами. Их исчезновение связывают с желанием устранить свидетелей, так как они могли знать действительную причину гибели парома, знать о провозимом на пароме оружии или об иных секретных обстоятельствах. Тела этих людей не найдены. Спасённые с парома сами называли свои имена, на основе чего их вносили в список. Поэтому непонятно, как пропавшие могли попасть в списки, если они не были спасены.



Среди этих восьмерых - капитан парома Аво Пихт, Аво Пихта видели в двух первых новостных передачах немецкого телеканала ZDF; по данным первого председателя международной следственной комиссии Анди Мейстера, Пихта опознали на видеозаписи судовой врач парома «Диана II» Айвар Каур, заведующая складом Энн Ляэне, директор магазина Райво Мартинсон и экономический директор судового отеля Тыну Полакес. Но потом оказалось, что Пихт исчез.



Не менее загадочна и судьба сестер Вейде. На пароме давала выступления танцевальная группа “Pantera”, в числе которых были сёстры-двойняшки Ханка-Ханника Вейде и Ханнели Вейде. Первоначально в списке спасённых было написано "Anne Veide" и "? Veide". Анне было домашним именем Ханнели, и, по мнению её родителей, девушка могла назвать его в состоянии шока. К вечеру того же дня в списке были уже Ханка-Ханника и Ханнели Вейде. Начальник службы безопасности парома «Эстония» рассказал немецкому телеканалу Spiegel TV, что, по рассказам свидетелей, девушек видели до ухода судна под воду на палубе, откуда они спрыгнули в спасательный плот, где уже находился главный механик парома Лембит Лейгер; до этого раздававший спасательные жилеты капитан Пихт успел на этот плот, по-видимому, последним.



Старшая медсестра стокгольмской клиники сообщила родителям двойняшек, что девушек привезли к ним. 29 сентября шведская полиция и Министерство внутренних дел Эстонии известили, что девушки живы; 1 октября этот факт также подтвердил «Красный крест» Швеции. 4 октября о них сообщила больница в Худдинге и 6 октября их спасение также подтвердил «Красный крест» Швеции. После этого о судьбе сестёр ничего неизвестно. Родители сестёр Вейде утверждали, что в сентябре 1996 года зазвонил их домашний телефон и в трубке сказали: «Это я, Ханнели!» По словам матери сестёр Айно Вейде, это был голос её дочери. Также, по словам матери, несколько ночей после катастрофы неоднократно звонил её телефон, но никто ничего не говорил.

Кстати, механик Лейгер тоже сперва нашелся: проживающую в Швеции эстонку Леэлу Мяннику 28 сентября известили из шведской полиции, что Лейгер спасён и находится с переломом бедренной кости и признаками переохлаждения в тяжёлом состоянии в одной из шведских больниц. Шведский полицейский в телефонном разговоре с семьёй Лейгера 30 сентября утверждал, что им не остаётся ничего другого, как ждать, когда Лейгер сам выйдет на связь с родными. Позже Таллинская больница моряков сообщила супруге Лембита Лейгера, что он находится в пути домой и прибудет вечером в Таллинский аэропорт, однако самолёт с Лембитом Лейгером не прилетел. Никто его больше никогда не видел.

Узнают ли родственники и друзья погибших правду? Время покажет.



Вот такая трагическая годовщина, напоминающая о том, что как бы человек не считал себя властелином стихии, она бывает сильнее его.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх