На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Почему "Американская готика" - картина #1 в США

До конкурса в чикагском Институте искусств в 1930 г. 39-летнего художника Гранта Вуда мало кто знал даже в его родном штате Айова. Но после того, как его картина "Американская готика" победила в конкурсе Института искусств и была приобретена им, Вуд, как в сказке, "проснулся знаменитым". Благодаря репродукциям в ведущих газетах "Американскую готику" и ее автора узнала вся Америка - и тут началось.



На голову Вуда, совершенно не ожидавшего такой славы, полились потоки оскорблений и обвинений. Художника обвиняли в том, что он насмехается над честными тружениками, что он ничего не знает об Айове и никогда там не был, что он изобразил каких-то уродов и дегенератов вместо нормальных людей. Последнее обвинение было особенно неприятно, потому что моделями для героев картины послужили родная сестра художника Нэн и его приятель и дантист Байрон Маккиби. Даже дом за их спинами - и тот подлинный: это фермерский дом в айовском г.Элдоне, который дошел до наших дней.






Напрасно художник объяснял, что он вовсе не хотел над кем-то посмеяться, наоборот, он написал собирательный портрет сильных духом жителей американской глубинки. «Я не писал сатиру, — оправдывался Вуд. — Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал». Все объяснения тонули в гуле возмущенных голосов простых айовцев и обитателей других штатов Среднего Запада. «Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы, — иронизировала в письме в газету Des Moines Register жена фермера миссис Эрл Робинсон. — От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко». Другая фермерша и вовсе пригрозила откусить художнику ухо (гм...неужели она знала о Ван Гоге? ).



Критикам же картина скорее понравилась, но их трактовка также расходилась с замыслом художника. Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако независимо от того, как зрители относились к картине, она никого не оставляла равнодушным, а это значит, что работа никому не известного провинциального художника зацепила что-то важное в американском сознании. Попробуем разобраться, что же именно.

В картине очевидно прослеживаются два смысловых слоя. Первый из них лежит на поверхности, и именно он вызвал "бурю в стакане" воды: это изображение жителей Среднего Запада такими, какими их стереотипно представляют: консервативными, трудолюбивыми, сдержанными, далекими от блеска и утонченности, в чем-то - старомодными, в чем-то - излишне упрямыми. Серьезные мужики-труженики и женщины - образцовые домашние хозяйки, у которых все сияет чистотой (обратите внимание, какая чистая одежда у героев картины), окружали художника с детства, он хорошо знал этот типаж и хотел передать его особенности в чуть гиперболизированной форме.

Второй слой - более глубокий - связан с историей Америки, ее корнями и архетипами. Эту страну основали пересекшие океан строгие протестанты, непреклонные пуритане, носили жесткой системы ценностей, где богатство - благословение Божье, труд - необходимость, а поэзия с фантазией - пустое баловство. Парочка на картине - нечто большее, чем рядовые сельские жители: без всякой натяжки их можно рассматривать как символические фигуры духов-прародителей, первопредков-первопроходцев.



И потому в руках у мужчины вилы - обычное сельскохозяйственное орудие и в то же время известный символ, трезубец Посейдона, а на платье женщины брошка с изображением Персефоны - богини подземного мира. Вилы в данном контексте - и знак власти, и напоминание о тяжелом труде, создавшем Америку. Персефона в мифологии отвечала за растения и плодородие (и о том же напоминают цветы на крыльце), она символизирует сельское хозяйство и привязанность к земле.



Вы спросите: а при чем здесь готика? При том, что в данном случае готика - это не направление в искусстве, хотя некоторые его черты в картине и прослеживаются, но определенное мироощущение, картина мира, которой присущи сложность, многослойность, направленность на духовный мир, идея «двуемирия», сфокусированность на потустороннем. Готика - любая - говорит с нами языком символов, она никогда не рассказывает о бытовом, житейском, даже если касается, на первый взгляд, обычных вещей. Вспоминая один очень готический сериал, можно сказать, что готика - это всегда о совах, которые не то, чем кажутся .

Случайно - или нет - художнику удалось создать шедевр, в котором пересеклось множество силовых линий американской культуры, наполнив его энергией такой мощности, что и через 90 лет картина остается актуальной. Лучшее доказательство тому, как ни странно - огромное количество копий, пародий и аллюзий на нее в массовой культуре. В этом плане "Американская готика" может сравниться лишь с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи и «Криком» Эдварда Мунка.



Вуду так и не удалось повторить успех "Американской готики", но после ее создания дела его пошли в гору. В 1932 г. он основал творческое поселение Stone City Art Colony, чтобы помочь художникам выжить во время Великой Депрессии. В 1934-41 гг. Вуд преподавал живопись в Школе искусств Университета Айовы: курировал проекты настенной росписи, консультировал студентов, писал собственные произведения. Уйти с работы его заставила тяжелая болезнь - рак поджелудочной железы, от которого он скончался в феврале 1942 г., унеся в могилу тайну своего главного произведения.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх