На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Мир давно угасших звезд

Немое кино меня давно увлекало, и когда я наткнулась случайно на книгу с заманчивым названием "Звезды немого кино: Ханжонков и другие", то немедленно взялась за чтение. И название не обмануло: книга действительно очень интересная. Ее автор, 84-летний Марк Кушниров – историк кино, критик и сценарист, лично знал некоторых героев своего повествования, и это придает тексту какую-то домашность, точно ты сидишь на чьей-то уютной кухне и слушаешь рассказ престарелого очевидца событий .



"Звезды немого кино" открывают перед читателем целый мир, о котором не так много знают даже специалисты. В этом мире были свои кумиры и свои гениальные дельцы, своя пресса и огромная армия поклонников. Историю ранней киноиндустрии автор показывает через судьбы людей, причастных к ее становлению и развитию, и делает это с мягким юмором. Очень много места в книге уделено судьбе А.А.Ханжонкова - предпринимателя, сценариста, режиссера и просто фаната кино, посвятившего ему всю жизнь. Но Кушниров не обходит вниманием и его конкурента А.Дранкова, а также знаменитых кинорежиссёров той самой первой поры русского кинематографа: Е.Бауэра, Я.Протазанова, В.Гардина, В.Старевича.

Не раз и не два, читая эту книгу, я вспоминала михалковскую "Рабу любви". Оказывается, кинострасти типа воровства сценариев, упоминавшиеся в фильме, были довольно обыденным явлением. Существовало такое явление, как "срыв": "услышав о скором выходе какой-то картины, конкурент-продюсер срочно выпускал на экран свою картину под тем же названием — непременно схожую по сюжету — и таким нехитрым способом срывал (убивал) будущий успех чужой картины". Когда Ханжонков взялся за съемки своего "блокбастера" "Песнь про купца Калашникова", его конкурент Дранков тут же затеял постановку фильма с тем же сюжетом. Чтобы опередить его и разослать фильм по кинотеатрам, Ханжонкову нужно было срочно напечатать большое количество позитивов, но его лаборатория могла выдать в сутки лишь 90 м пленки. Ханжонков, в ту пору бывший в Турине, растерялся, но ему на помощь пришел его знакомый, владелец итальянской кинофирмы, у которого имелась большая лаборатория.

"Тут же Ханжонков отбил телеграмму в Москву: «Экстренно шлите негатив! Заготовляйте надписи!» На третий день он получил посылку, а на пятый уже возвращался в Москву. Двадцать тысяч метров были изготовлены за два (!) вечера сверхурочной работы. А наутро, по возвращении, железнодорожные проводники за небольшую плату повезли «Калашниковых» во все концы России. Такая рекордная скорость не позволила Дранкову продать ни единого экземпляра своего «Калашникова». Он прогорел".

Это лишь один из многочисленных занятных эпизодов, но не стоит представлять книгу как некий сборник исторических анекдотов. Автору удалось не только развлечь читателя, но и раскрыть основные черты кинопроцесса тех лет. Среди них:
1) тесная взаимосвязь российского и европейского кинопроцесса: кино-то было немое, языковой барьер отсутствовал, а замена титров много времени не требовала;
2) пренебрежение к кинематографу со стороны интеллектуальной элиты: абсолютное большинство писателей категорически отказывалось не только писать сценарии, но и воспринимать кино как заслуживающее внимания явление (особенно показательно мнение Горького );
3) низкий порог вхождения в новую отрасль: и актером, и режиссером, и сценаристом мог стать кто угодно, места в силу "непрестижности" кинематографа хватало всем;
4) необычайно высокие темпы: "фильмы в те годы воистину пеклись как блины. Режиссёры ставили по 15-20 картин в год. Если в среднем на постановку полнометражного фильма уходило от семи до десяти дней, то бывали случаи, когда сокращались и эти жалкие сроки" ;
5) необычайно высокий уровень креативности, проявлявшийся во всем - от сюжетов до операторских приемов. О чем только не снимали фильмы - от жизни крестьян до любви некрофилов. Иные идеи и сегодня поражают своей свежестью. Так, "летом 1915 года по приглашению Пауля Тимана (основателя фирмы «Тиман и Рейнгардт») он [Мейерхольд] взялся за постановку фильма «Портрет Дориана Грея». Роль Дориана сыграла молодая актриса Варвара Янова. Мейерхольд сыграл лорда Генри. Фильм вызвал массу положительных откликов от самых авторитетных рецензентов. Его объявили большим достижением отечественного кино".

Чем-то киноатмосфера тех лет напомнила мне современные эксперименты с Ютубом и Тик-Током, но на ином уровне. А вообще-то ничто не ново под луной: "Ханжонков как-то распотешил сотрудников, дав им взглянуть на обложку с названием одной британской кинокомедии — он планировал показать её у себя: название было «Мортовый сниз». Так перевёл «русский» переводчик в Англии комический фильм «Смертельный чих» (Mortal Sneeze)" .

Вторая часть книги посвящена актерам немого кино: о судьбах большинства из них можно было бы снять целые сериалы. Например, кто помнит сегодня Зою Баранцевич? А ведь за свою четырнадцатилетнюю кинокарьеру Зоя Баранцевич снялась более чем в сорока картинах у лучших режиссеров того времени. Но вдруг на пике карьеры в 1928 году Баранцевич уходит из кино. Почему? Что случилось? Неизвестно. Скончалась она пятидесяти шести лет — в 1952 году, и как прошли последние годы её жизни, не знает никто.

Если судьба Баранцевич - трагическая мелодрама, то о Григории Хмаре можно снять приключенческий фильм. Этот уроженец Полтавы стал известен благодаря фильму «Мысль» по пьесе Леонида Андреева. Снявшись почти в двух десятках фильмов, Хмара в 1922 г. уехал в Германию, а в 1923-м женился на знаменитой датской кинозвезде Асте Нильсен. В 1926 году он поставил спектакль «Дама с камелиями» с Астой Нильсен в главной роли и гастролировал с ним в Германии и США. В 1930-х гг. он жил и ставил спектакли во Франции, а последнюю роль Хмара сыграл в телефильме «Преступление и наказание» в 1971 году (!). Интересно, что после Нильсен Хмара был женат еще трижды, и все его жены, как и он сам, оказались долгожительницами (этого в книге нет, я сама, заинтересовавшись актером, стала искать о нем дополнительную информацию ).

О "Звездах немого кино" можно писать еще долго, но, полагаю, основной мессидж рецензии и так ясен: книга годная, читать стоит. Даже если вы не большой фанат немого кино, вы получите удовольствие от знакомства с этим ярким и необычным миром.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх