На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Почему создатель "Тетриса" не заработал на нём ни копейки

Кто не знает игру "Тетрис"? В неё играли и играют миллионы на всех континентах, а количество её загрузок на мобильные телефоны достигло полумиллиарда. Но куда менее известно, что советский программист Борис Пажитнов, создавший эту игру ещё в 1984 г., едва не лишился своего детища и долгое время ничего смог не заработать на её популярности.



Сотрудник Вычислительного центра Академии наук СССР увлекался теннисом и игрой тетрамино - вариантом детской головоломки пентамино. И если относительно тенниса вопросов не возникает, о тетрамино нужно сказать несколько слов. Интерес к фигурам домино, тримино, тетрамино и пентамино в СССР возник благодаря книге С. В. Голомба «Полимино»: в частности, пентамино было настолько популярно, что в журнале «Наука и жизни» был постоянный раздел, посвящённый составлению фигурок из набора пентамино, а пластмассовые наборы пентамино иногда продавались в магазинах.



Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. При виде неё Пажитнова и зародилась в голове идея компьютерной игры, которой он дал название, составленное из слов "тетрамино" и "теннис" - тетрис. «Тетрис» был впервые написан Алексеем Пажитновым 6 июня 1984 года на компьютере Электроника-60. Выглядела первая версия игры, прямо скажем, не презентабельно: все элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками, не было ни цвета, ни музыки. Но лиха беда начало: Пажитнову помогли усовершенствовать игру коллеги и знакомые, в частности, для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.



Первые копии «Тетриса» были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра. Игра начала набирать популярность в московском кругу компьютерщиков. Понравилась она и научному руководителю Вычислительного центра Виктору Брябрину. Он отправил пробник игры в Институт компьютерных исследований в Будапеште, где в то время находился Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, издававшей игры. Тут началась история, достойная лихого детектива.

Едва увидев "Тетрис" зорким оком опытного бизнесмена, Стейн понял, что перед ним будущий хит продаж, и пожелал немедленно его приобрести. Казалось бы, чего проще: свяжись с автором игры и договаривайся о цене. Но авторские права на "Тетрис" принадлежали не Пажитнову, а государству в лице компании "ЭЛОРГ", которая занималась импортом и экспортом товаров народного потребления, в том числе компьютерного оборудования и программного обеспечения в Советском Союзе. Стейн, не желая связываться с неповоротливой бюрократической машиной, схитрил, приобрёл "лицензию" на версии для Commodore и Apple у венгерской стороны и тут же начал продавать игру. В частности, Стейн продал права на «Тетрис» компании Mirrorsoft (и её дочерней компании Spectrum HoloByte), принадлежащей британскому медиамагнату Роберту Максвеллу за 3 тыс. фунтов стерлингов.



Но когда Стейн приехал договариваться о покупке прав у реальных правообладателей спустя несколько месяцев после заключения сделки, "ЭЛОРГ" не согласилась с его условиями. Тем временем две компании Максвелла — британская Mirrorsoft и американская Spectrum HoloByte — выпускают свой вариант «Тетриса». У игры появляются качественные по меркам того времени графика и звук, а также «русский колорит» — в фоновых заставках программы появляются Ю. А. Гагарин, М. Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолёта на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. Пока тянулись переговоры Стейна с «ЭЛОРГом», «тетрисомания» перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу.

Вполне возможно, что о Пажитнове так бы никто и не узнал, если бы не пронырливость журналистов CBS, представивших всему миру настоящего автора популярной игры. После показа интервью с Пажитновым позиции Стейна пошатнулись, ведь свои поездки в Москву и безуспешные попытки договориться с советскими организациями он не афишировал. Тем временем в Москву прилетает президент Bullet-Proof Software Хенк Роджерс: он хочет разработать версию «Тетриса» для игровой приставки Game Boy. Сначала он планировал купить лицензию у Стейна, но тот не отвечал на попытки войти с ним в контакт. Чувствуя неладное, следом за ним в столицу СССР отправляется и Стейн. Туда же летит и Кевин Максвелл — сын медиамагната. И в офисе "ЭЛОРГа" разгорелся форменный скандал, ставший предтечей многочисленных дальнейших судебных разбирательств.



Череда сделок и соглашений завершилась в пользу Хенка Роджерса и «Элорга»: в 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис». Предприниматель признался, что за всё это время заработал на игре около $200 тысяч, хотя мог бы и миллионы. Mirrorsoft и Atari Games тоже лишились лицензий по результатам судебных процессов. «Элорг» и Nintendo остались с лицензией на переносные системы и готовящимся контрактом на домашние игровые системы.


Пажитнов с сыном в 1989 г.

Вы спросите: а с чем остался человек, без которого "Тетриса" бы не существовало? А Алексей Пажитнов остался с носом . Программист передал государству права на "Тетрис" в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo. Еще больше заработали западные бизнесмены. Nintendo головоломка Пажитнова принесла $80 млн без учёта продаж Game Boy. Если брать в расчёт продажи устройства, сумма составит несколько миллиардов долларов, ведь уже в 1991–1992 годах они достигли $2 млрд.



Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж, основав Tetris Company. 9 лет компания вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей. Конечно, сегодня Пажитнов человек не бедный, но того огромного состояния, которое он мог заработать в начале девяностых - и которое пролетело над ним, как фанера над Парижем, у него уже никогда не будет.

А вы играли в "Тетрис"?
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх