На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

2. "Профессионал", или почему французское кино 1960-80-х гг. было великим

Почему французское кино 1960-80-х гг. завоевало сердца миллионов зрителей в самых разных странах? Почему оно справедливо считается одной из вершин не только национального, но и мирового кинематографа? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вспомнить известный всем фильм "Профессионал" (1981) с недавно ушедшим от нас великим Жаном-Полем Бельмондо.



На сюжете фильма останавливаться не буду: его видели все, кто мало-мальски интересуется кинематографом (а кто не интересуется - не станет читать этот пост ). Не стану говорить и об игре актеров, музыке и т.д.: все это обсуждалось уже десятки раз. Куда интереснее проанализировать художественные и смысловые уровни фильма, тем более, что их целых три.

Первый уровень - внешний, поверхностный, развлекательный, ориентированный на самую широкую и неискушенную аудиторию. Это история профессионала из спецслужб, который оказался отвернут своей страной и который сумел отомстить за себя. Здесь есть все, чтобы привлечь зрителя: от лихо закрученных поворотов сюжета до драк и прочих острых моментов, не хуже, чем в блокбастерах про агента 007. На уровне боевика фильм сделан безукоризненно, но если бы он ограничился только им, мы бы не говорили о великом кино.



Для искушенного зрителя отчетливо виден и второй уровень - социальный, обличительный. Фильм содержит острую критику не только спецслужб, но и французской политической элиты в целом: ее представители вызывают справедливое омерзение. Кстати, если уж мы заговорили о Джеймсе Бонде, обратите внимание, насколько подход к теме в "Профессионале" радикально отличается от британского: никакой романтизации деятельности рыцарей "плаща и кинжала", наоборот, сплошной натурализм и развенчание разведки. Ее деятельность изображается как необычайно грязная: она далеко не всегда направлена на пользу государства и чаще всего служит амбициям политических мужей, а все сотрудники находятся "по ту сторону добра и зла".



Но и это не все! В фильме есть третий уровень - философский. По большому счету "Профессионал" - история столкновения Человека и Системы, которая могла иметь место где угодно и в какое угодно время. Ее создатели лишены благостных иллюзий: нет, даже самая сильная личность не может устоять против системы. Но иногда должно подняться против нее, если хочешь до конца остаться человеком. Жослен Бомон мог и не возвращаться во Францию - с своими талантами он нашел бы себе применение в любой стране мира. Но он возвращается не только для того, чтобы расквитаться: им движут куда более сложные мотивы. Он был обманут - а теперь прозрел; он был орудием в руках других - а теперь сам принимает решения; он был убийцей - а теперь подсознательно жаждет искупления своих прегрешений. Винтик в сложном механизме дозревает до бунта, который можно трактовать и как экзистенциальный. Подобно героям Достоевского, Жослен тоже задает себе "последние вопросы" и находит на них беспощадные ответы.



Примечательно, кстати, насколько система духовных координат "Профессионала", как и всех лучших образцов французского кино 1960-80-х, отличается не только от британской, но и от американской матрицы. "Профессионал" - не условная история о том, как кто-то заполучил миллион и сбежал в Мексику: для Бомона деньги ничего не значат. Не они определяют его поступки, не они являются движущей силой сюжета. "Профессионал" вообще не про деньги, а про путь ронина, который проиграл и в то же время ушел непобежденным.



Итак, мы видим, как остросюжетный фильм оказывается чем-то большим, чем великолепно сделанный боевик, точно так же, как, к примеру, "Игрушка" с Ришаром оказывается чем-то большим, чем хорошая комедия. В период, о котором идет речь, во Франции умели снимать кино, которое глубоко уходило корнями во французскую культуру с ее гуманизмом и философскими вопросами, и в то же время было понятно любой аудитории, потому что говорило на универсальном этическом и эстетическом языке. Такое кино умели снимать еще в начале 1990-х, а потом что-то сломалось. Эта эволюция (деградация?) хорошо прослеживается на примере Люка Бессона, но это уже совсем другая история.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх