На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

"1913. Лето целого века" Флориана Иллиеса

Одна из самых необычных книг, которые я прочла за последнее время. Автор берет последний мирный год старой Европы - 1913-й, и рассказывает, что делали в каждом месяце с января по декабрь разные известные личности. Получается очень интересно: этакое путешествие на машине времени или объемный калейдоскоп, напоминающий, что история куда сложнее, чем привычные нам схемы.



Вот, к примеру, последняя декада мая 1913-го. 24-го числа все европейские монархи, включая короля Англии и Николая II, собрались в Берлине свадьбу принцессы Виктории Луизы Прусской с герцогом Эрнстом Августом Ганноверским. Все, кроме Франца Фердинанда, австрийского престолонаследника, которого в самой Вене-то при каждом удобном случае избегали. Меж тем в день свадьбы еще до завтрака секретные службы сообщают своим королям и царям новость из Вены: полковник Редль, агент российской разведки. изобличен и застрелился. В это же время поэт Райнер Мария Рильке томится в Париже, а в Театре Елисейских Полей завершают репетицию "Весны священной". Ее премьера становится сенсацией. В тот парижский вечер 29 мая в театре собралась вся интеллектуальная элита: в одной ложе сидит Габриэле Д'Аннунцио, в другой – Клод Дебюсси, в зале присутствуют Коко Шанель и Марсель Дюшан. И т.д., и т.п.

Первое впечатление от книги Иллиеса завораживающее, но мере продвижения вглубь текста накапливается некоторая усталость от обилия имен и событий - и это при том, что я хорошо знаю эту эпоху. Нетрудно догадаться, что читатель, мало знакомый с миром ар-нуво, захлебнется уже на первых страницах. Кроме того, поскольку автор книги - немец, совершенно естественно, что он делает упор именно на немецкоязычную культуру - германскую и австрийскую. Но это не все: он концентрирует внимание на своих любимцах, например, художнике Оскаре Кокошке, который мне, увы, совершенно не интересен. Я, может, хочу почитать про Гумилева или Ахматову - а фиг . С другой стороны, Иллиес упоминает о таких фактах, которые без него я вряд ли б узнала.

Знаете ли вы, что в 1913 г. Дэвид Старр Джордан, президент Стэндфордского университета, произнес речь, в которой были такие слова: «Большая война в Европе, угроза которой всегда существует, никогда не начнется. У банкиров не хватит на такую войну денег, ее не потянет промышленность, на нее не способны государственные деятели. Большой войны не будет»? А произнес он ее потому, что начитался бессселлера Нормана Энджелла «The Great Illusion» («Великая иллюзия»), изданного двумя годами ранее. В нем "Энджелл изложил теорию, согласно которой мировые войны в эпоху глобализации невозможны, так как все страны чересчур тесно связаны друг с другом экономически. И Энджелл говорит, что помимо экономических схем международные связи в коммуникации (и в первую очередь в мире финансов) лишают войну смысла".

Полагаю, изложенного выше достаточно, чтобы убедить вас в неординарности книги Иллиеса, написанной, кстати, не так давно - в 2012 году. Тем, кто любит эпоху модерна, я смело рекомендую ее к прочтению, а все остальные могут просмотреть первые страницы и решить, нужно ли им это: принцип подачи текста не меняется, и прочитав одну главу, вы будете знать, как выглядят остальные.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх