На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Она сделала рождественских эльфов добрыми

"Милота, теплота, доброта" - этих трех слов, по мнению многих, вполне достаточно, чтобы описать художественный мир шведской художницы Дженни Нюстрём, известной своими картинками, изображающими ниссе - рождественских эльфов. На протяжении многих лет Нюстрём рисовала открытки, хотя ее творческий уровень позволял ей писать серьезные картины. Сегодня исследователи признают, что Дженни была разносторонне талантлива, но в историю шведской живописи она вошла прежде всего как иллюстратор.



Дженни родилась в 1854 г. в г.Кальмар в семье регента церкви и школьного учителя музыки. В 1862 году семья Нюстрём переехала в Гётеборг, где отец получил место старшего учителя в средней школе. Ещё в детстве у девочки проявился интерес к рисованию. В 1865 году она поступила в Школу изобразительных искусств при городском музее Гётеборга (Göteborgs musei ritskola), а в 1873 году - в Шведскую королевскую академию художеств в Стокгольме, где она обучалась на протяжении восьми лет.







За годы обучения в Академии изящных искусств Дженни выиграла несколько конкурсов, что, помимо денег, дало ей возможность поехать в Париж. Тогда это была подлинная столица импрессионизма, необычайно привлекательная для шведских живописцев, жадно впитывавших все новое. Нюстрём преуспела в Париже: ее картины выставляли в ведущих салонах города. Когда она вернулась в Стокгольм, она уже была знаменитостью.





Казалось бы, перед Нюстрём открылись все двери, меж тем ее место в истории искусства и сегодня трудно определить трудно по двум причинам. Во-первых, в то время женщин-художников недооценивали: считалось, что серьезные жанры - не для них. Если работы художников-мужчин приобретали музеи, то картины, написанные женщинами, находили место в частных домах, вдали от фокуса общественного внимания. Нюстрём отлично удавались портреты (например, портрет Дагмар, невесты ее сына Курта) и пейзажи, но критики их игнорировали.







Во-вторых, еще учась в Академии, Дженни стала создавать иллюстрации для газет и книг, и эта работа ценилась не так высоко, как портретная или пейзажная живопись. Но дело не только в иерархии: исследователи лишь теперь поняли, каким огромным является творческое наследие Нюстрём и сколько сил отнимала работа над иллюстрациями. Дженни иллюстрировала в среднем 30 книг в год, а также рисовала для целого ряда журналов. Ее легкой кисти принадлежат сотни рождественских, новогодних и пасхальных открыток, но и это не все! В качестве графического дизайнера Нюстрём разработала оригинальные шрифты, а как дизайнер интерьера рисовала макеты внутренней обстановки домов. Такая напряженная работа оставляла очень мало времени для серьезной живописи.







Можно предположить, что Дженни питала особую любовь к открыткам и иллюстрациям, но все объясняется куда прозаичнее. Это была работа, дававшая средства к существованию. Муж художницы, Даниэль Стоупендал, учился на врача, но не сумел завершить обучение, часто болел и в итоге перешел на обеспечение жены. Сын Дженни тоже пытался стать врачом - и тоже потерпел неудачу. Любящая мать, Нюстрём старалась заработать столько, чтобы обеспечить финансовое положение своего сына на всю оставшуюся жизнь. Кроме мужа и сына, Дженни содержала и престарелого отца: после смерти матери он переехал к ней.







Трудолюбие, энергия и трудовая дисциплина Дженни Нюстрём впечатляют. Вне всяких сомнений, она была не только очень энергичным, искусным иллюстратором, чьи оригинальные картины - в основном акварели или гуаши - пользуются сегодня спросом и высоко ценятся на художественных аукционах, но и человеком с большими социальными амбициями. Дженни воспринимала себя как «благородную даму», и хотя ее муж так и не стал врачом, она называла себя женой доктора, что было очень престижно.









При ее жизни произошли огромные технические и социальные перемены, и развитие общества не могло не затронуть творчество Нюстрём. Не будем забывать, что художница прожила долгую жизнь: она родилась, когда самым популярным средством передвижения была лошадь, а скончалась в эпоху атомной бомбы. Изменения повседневного быта, которые застала Дженни за 91 год своей жизни, отразились в сказочном мире ее картин. Так, ее рождественские эльфы сначала передвигались в каретах, а позднее стали путешествовать на поезде, машине или самолете.









С другой стороны, Дженни Нюстрём не была критически настроенным социальным художником. Политика ее мало интересовала. Ее мир - очень устойчивый, оптимистичный и традиционный: летом сияет солнце, зимой искрится снег, а на Рождество в каминах горит огонь, освещая жилище и даря тепло. Старомодные, трогательные сюжеты Дженни Нюстрём, пробуждающие у зрителей яркие детские воспоминания, безусловно, обусловлены природой избранного ею жанра. Её рисунки идеализировали детство, не теряя при этом связь с реальностью, а мягкий юмор позволял освежить банальную семейную или детскую идиллию.









И все же главное достижение Нюстрём - ее эльфы-ниссе. Не каждому художнику удается придумать новое воплощение традиционного образа. В фольклоре эльфы не были очень уж симпатичными. При хорошем обращении они защищали семью и животных, а также могли помочь на ферме, но они были вспыльчивы и легко обижались. Если им что-то не нравилось, они мстили, воруя вещи и даже калеча или убивая домашний скот. Также ниссе питали пристрастие к злобным шуткам.









Сначала эльфы Дженни Нюстрём тоже не выглядели особо компанейскими. В 1881 году шведский журнал Ny Illustrerad Tidning опубликовал стихотворение Виктора Ридберга «Томтен», где эльф в одиночестве не спит холодной рождественской ночью, размышляя о тайнах жизни и смерти. Иллюстрация к стихотворению представляет собой первую попытку Дженни Нистрем изобразить этого традиционного шведского мифического персонажа. Постепенно ниссе перестали пакостить и превратились в дружелюбные фигурки с белой бородой и красной шапкой, которые с тех пор ассоциируются с Рождеством.







Перевоспитавшиеся ниссе, называемые jultomte в Швеции и julenisse в Норвегии, начали приносить в этих странах рождественские подарки вместо традиционного julbock (йольского козла). Их до сих пор часто изображают на рождественских открытках в образе человечков, придуманных Дженни Нюстрём. Ниссе также часто появляются в детских книгах и передачах в Швеции, Дании и Норвегии. Можно по-разному относится к творчеству Дженни Нюстрём как художника, но нельзя не признать: именно она создала ниссе такими, каким мы их знаем.







Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх