
Побег Курилова в свое время стал сенсацией: ночью 13 декабря 1974 года 38-летний океанограф Станислав Курилов прыгнул за борт лайнера «Советский Союз», совершавшего круиз до экватора и обратно без захода в порты. Он остался жив, проплыв почти 100 км и выбравшись на берег острова Сиаргао (Филиппины). Затем его депортировали в Канаду, где он получил гражданство. В СССР Курилова заочно приговорили к 10 годам лишения свободы за измену Родине. Но "Один в океане" - книга не столько о необычном побеге, сколько о необычном человеке, а точнее, о возможностях человеческого духа.
Всю жизнь Курилов прожил в своем мире, где были две константы: море и йога.

Но путь к морю оказался тернист: "Я не сомневался, что после окончания школы поступлю в мореходное училище и буду штурманом дальнего плавания, но на медкомиссии обнаружилось, что у меня развивается близорукость. «Молодой человек, о море даже не мечтайте. Ни в гражданский, ни в военный флот вас никогда не возьмут», – сказал мне врач" . Курилов нашел выход: поступил на факультет океанографии, студенты которого отправлялись на все лето в морские экспедиции к Черному морю. Там, погружаясь надолго под воду, он стал познавать возможности своего организма. Тогда же, в институте, он прочел первую книгу о йоге, которой занимался всю последующую жизнь. Без йоги его побег никак не мог бы состояться. Но в йогу Курилов пришел достаточно подготовленным физически - он был опытным гимнастом, входившим в сборную Казахстана, где он тогда жил.

Левитация, ночные полеты во сне, концентрация, самадхи: читая рассказ Курилова о его пути йога, сталкиваешься с самыми удивительными феноменами. " Сейчас, после всего, что я увидел и испытал в самадхи, я знаю: мир, в котором мы живем, является тенью или частью другого огромного реального мира, для постижения которого недостаточно наших понятий, мыслительных способностей и ощущений". Поразительны упорство и настойчивость, с которыми он годами занимался йогой. А где-то рядом, как за мутным стеклом, шла обычная советская жизнь с партсобраниями и отказами в выездной визе, с премиями и убогим бытом. Мир, который был внутри Курилова, и мир, который был вокруг него, настолько отличались, что бегство выглядит в высшей степени логичным. Об СССР автор отзывается без восторгов, что и понятно, но озлобленности в нем не чувствуется. "Один в океане" - это меньше всего о политике.
Любой побег - явление столь же бытовое, сколь и экзистенциальное. Главное в нем - выход за пределы обыденного и преодоление страха. Как писал Курилов: "Мне кажется, с нами постоянно происходят два важных процесса: убегание от самих себя и возвращение к себе. Очень трудно оставить свой привычный мир. Когда убегаешь, становишься обнаженным и уязвимым. Бежать страшно, страх возвращает тебя в твой прежний мир и еще более разрушает его. Страх трудно победить. Но если удастся хотя был ненадолго, ты становишься свободным и видишь мир необыкновенно прекрасным".

У такого яркого человека не могло не быть такого же яркого завершения биографии. Судьба поставила точку эффектно и загадочно: 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле 61-летний Курилов запутался в сетях, выработал весь воздух и погиб. Его любимая водная стихия забрала его к себе. Осталась легенда и интересная книга, которую я рекомендую к прочтению любителям всего необычного. "Один в океане" читается легко, хотя события изложены не в хронологическом порядке, и есть в Сети на LoveRead.es: http://loveread.ec/contents.php?id=39127
Свежие комментарии