На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Кинорецензия: "Цареубийца" (1991)

Есть фильмы, производящие странное, гипнотическое впечатление. Вроде ничего особо интересного не происходит, так, разговоры и незначительные события, персонажей мало, сюжет разворачивается неспешно, но почему-то невозможно оторваться от происходящего на экране. К таким фильмам принадлежит, может быть, самая недооцененная работа К.Шахназарова - "Цареубийца".



Тем, кто немного интересуется темой, известно, что в сценарий фильма во многом опирается на две книги: на единственную советскую биографию Николая Второго "23 ступени вниз" Касвинова и на повесть "Палата № 6" Чехова. Из первой книги взяты подробности пребывания последнего императора в Екатеринбурге, включая свастику, нарисованную императрицей, и отсылку к притче о Валтасаре; из второй позаимствована фабула: в провинциальную психбольницу приезжает новый главврач и начинает интересоваться необычным больным. Но больные у Чехова и в фильме Шахназарова совершенно разные, да и врачи не очень похожи. Тем не менее финал в обоих случаях одинаков и предсказуем.

Главврач Смирнов в превосходном исполнении Олега Янковского умен (и даже тонок), талантлив, обаятелен, но он незаметно для себя начинает опускаться. Его жизненная кривая идет вниз, и это подчеркивается и бесприютностью его квартиры, и пустыми бутылками, стоящими под окном. Видимо, развод, из-за которого он переехал из Москвы в провинцию, ударил по психике доктора сильнее, чем ему хочется признать. И желание во что бы то ни стало вылечить странного больного Тимофеева обусловлено, помимо прочего, еще и желанием доказать себе, что он еще на многое способен. Короче, доктору нужен успех.


Тимофеев, которого играет Малькольм Макдауэлл, и впрямь странный больной. Этот шизофреник считает себя двойным цареубицей, Игнатием Гриневицким и Яковом Юровским, и каждый год испытывает предсмертные муки обоих. Заинтересовавшись Тимофеевым, доктор разрабатывает смелую схему лечения: он сперва начнет изображать Николая Второго, а потом, когда больной поверит, объяснит ему, что он врач, а не царь, и, стало быть, Тимофеев не убийца. Начинается странная психологическая игра, перемежающаяся сценами, воспроизводящими известные исторические события, и в том числе расстрел царской семьи.



С мистической точки зрения (а сюжет позволяет смотреть и с нее) Смирнов хочет совершить невозможное, переиграть расстрел монарха и, следовательно, изменить дальнейшую судьбу страны. Но для такого действия нужна сила, которой нет и не может быть у умного доктора. Зло, носителем которого является Тимофеев, затягивает безобидного интеллигента в свой круг, и символическое жертвоприношение повторяется. Год выхода "Цареубийцы" на экраны придает фильму оттенок мрачного пророчества, рифмуя события 1918 и 1991 годов.

Большой удачей является выбор актеров. Если Янковский - архетипический русский интеллигент, то Макдауэлл великолепно воплощает архетип "чужого". И дело не в том, что его холеная ряха выделяется среди изможденных лиц других больных: в нем чувствуется темная стихия разрушения. Кстати, во время съемок британский актер дал очень любопытное интервью, в котором было сказано следующее: "Просто страна у вас чересчур большая, и ею очень трудно управлять. Надо разделить ее на малые самостоятельные государства, как это сделано в Штатах, где Калифорния, скажем, и все остальные штаты являются по сути самостоятельными государствами. И то время, о котором снимается фильм - 1917 - 1918 годы - очень напоминает мне то, что у вас происходит сейчас".



Отмечу также, что Николай Второй Янковского - лучший из всех, когда-либо появлявшихся на экране. Не случайно за эту работу актер удостоился премии "Ника". Но было бы неверным считать "Цареубийцу" фильмом о монархии, политике и т.д. Главную идею кинокартины каждый определит для себя сам. Для кого-то это будут слова старого доктора: "В сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться", для кого-то - слова Ницше о вреде всматривания в бездну.

Оценка: 9 из 10.

А вы смотрели этот фильм? Что скажете?



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх