На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Сиртаки, "Калевала" и проч.: когда народное творчество вовсе не народное

Кто не знает зажигательных ритмов греческого народного танца сиртаки? Он настолько отвечает характеру греков, что кажется, будто он рожден на земле Эллады много веков тому, и я в свое время очень удивилась, узнав, что это и близко не так. Оказывается, отнюдь не все образцы "народного творчества", они же национальные символы, созданы народом.



До 1960-х ни про какое сиртаки греки и не слыхали. Музыку придумал греческий композитор Микис Теодоракис для американского фильма "Грек Зорба" в 1964 г. Правда, он опирался на медленные и быстрые версии хасапико — старинного танца воинов, но сам танец новый и родился благодаря случайности.

Финальная сцена фильма, в которой главный герой - Алексис Зорба в исполнении Энтони Куинна - учит другого героя, Бэзила, на пляже греческому танцу, должна была сниматься в последний день. Однако днём раньше Куинн сломал ногу и был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий. Тогда актер придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом, а режиссеру сказал, что это народный танец "сиртаки". Название тоже придумал Куинн по аналогии со словом «сиртос», которое является общим названием для нескольких критских народных танцев.


(Кадр из того самого фильма. Куинн слева).

Фильм получил три "Оскара" и имел большой успех во всем мире. Все решили, что сиртаки — это главный греческий народный танец, а греки не стали спорить. Так импровизация американского актера превратилась в один из символов греческой культуры :)).

Впрочем, и одна из самых известных версий национального греческого костюма - та самая, в которую облачены эвзоны, несущие охрану у президентского дворца в Афинах и караул у могилы Неизвестного солдата - тоже пришла отнюдь не из тьмы веков.



Об этом нетрудно догадаться, внимательно рассмотрев ее составляющие - все эти белые чулочки и башмаки с огромными помпонами. Согласно легенде, в помпонах когда-то прятали ножи, но помпон не голенище, так что мы имеем дело с попыткой задним числом переосмыслить фантазию неведомых модельеров, которые придумали в 1867 г. и помпоны, и чулки, и юбочку с 400-ми складками. (Кстати, чтобы надеть все элементы костюма, требуется не менее 45 минут :)). Модельеры, скорее всего, были немецкими - ведь и предыдущую форму эвзонов придумали они на основе баварской формы. Почему немецкие? Потому что на греческом престоле с 1863 г. сидела немецкая династия Глюксбургов, а эвзоны были одним из подразделений королевской армии.

С мужскими юбками вообще засада: не только греческая белая мини-юбочка, но и знаменитый шотландский килт на поверку оказывается если не новоделом, то довольно поздним изобретением. Во всяком случае герои "Храброго сердца" в 14 в. в юбках точно не ходили :). Шотландцы до 18 века пользовались пледами, представлявшими собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе.



А те юбочки в клеточку, к которым мы привыкли, появились два века тому. Считается, что килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа. Как видим, снова "национальный символ", пусть и в сфере материальной культуры, является творчеством отдельного человека, да еще и англичанина :).



Еще один интересный пример - создание целого эпоса, а именно финской "Калевалы". В эпоху романтизма финнам очень хотелось иметь свой эпос - это было модно на волне подъема национального самосознания. Но отдельные песни были, а эпос - нет. Пришлось написать :). Финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884) сюжетно связал отдельные народные эпические песни, добавил немного своего - и издал в 1835 году первое издание «Калевалы», а в 1849 году — второе.



Теперь считается, что «Калевала» — важный источник сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел, хотя сам Лённрот признавал, что при соединении им рун в эпопею произвол являлся неизбежным. Он не открыл поэму, которая была в сокрытом состоянии в рунах — не открыл потому, что такой поэмы у народа не существовало. Все это не мешает финнам чтить "Калевалу", гордится ею, а всем остальным - считать ее чем-то вроде саги о Нибелунгах, но с другим сюжетом. Горький вообще ставил "Калевалу" в один ряд с гомеровским эпосом :).


(Подлинный создатель и легендарный сказитель :)).

Свой эпос могли заполучить и чехи, если бы шли прямым путем, а не фальсифицировали Краледворскую рукопись. Сказали бы - песни народные, обработка авторская - и никто не бы не подкопался :). И в самом деле, не все ли равно, когда начали носить килт и кто придумал сиртаки? Главное - что все о них знают и считают символами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх