На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

"Твин Пиксу" - 33

Есть фильмы, которые заставляют задуматься; есть фильмы, которые смешат или навевают грусть, а есть фильмы, которые гипнотизируют. Самый известный пример последнего - расследование убийства белокурой старшеклассницы, случившегося в далеком 1989 году в маленьком городе на границе с Канадой. Первый раз я смотрела этот сериал в детстве, и с тех пор мое отношение к нему не меняется (речь идет исключительно о первом сезоне). Но когда пересматриваешь его во второй или третий раз, начинаешь понимать, из чего состоит магия. 8 апреля исполняется ровно 33 года с премьеры 1-й серии "Твин Пикса". Если нужен повод, чтобы поговорить об этом сериале, то сегодня он идеален.



По моему скромному мнению, магическая формула "Твин Пикса" выглядит так: персонажи+философия+красота. Ниже я попытаюсь расшифровать ее (примечание: будет много слов и скринов).

Персонажи

Скучных действующих лиц в сериале нет, за исключением Майка, бывшего парня Донны, и совсем проходных персонажей типа родителей Роннетт Пуласки, но есть персонажи, лишенные двойного дна. Их натура - благородная или подлая - раскрывается с первых же кадров, и в дальнейшем зрителя не ждут никакие сюрпризы. Шериф будет неизменно уравновешен и смел, его помощник индеец Хоук - молчалив и мудр, Кэтрин Мартелл - жадна и язвительна, Жан Рено - опасен и хитер и т.д. Не говорю, что такое постоянство образов - это плохо, но намного интересней персонажи с двойным дном. "Совы не то, чем они кажутся" - это и про самых притягательных героев "Твин Пикса" начиная с Лоры Палмер и агента Купера. Впрочем, про Лору за эти 33 года написано столько, что я лучше сразу перейду к Куперу



Черноволосый красавец Дейл Купер безупречно честен, бесстрашен, бодр, свеж душой и телом, одарен логикой и интуицией, способен к настоящей дружбе, он настоящий профессионал, он живет работой - но его увлеченность делом приближается к одержимости куда сильнее, чем хотелось бы. Боб знал, в кого вселиться .



Возможно, именно эта близость к одержимости делает Купера живым человеком, а не схемой. Давно замечено, что Линчу удалось решить очень сложную задачу - создать 100%-но положительного и в то же время реалистичного персонажа. С одной стороны, Дейл - обычный хомо сапиенс: он ест, пьет и ходит в туалет .



Среди секретов обаяния агента Купера - правдивость и естественность: если он не выспался или не в духе, он не считает нужным растягивать рот в резиновой улыбке. Он старается не лгать, хотя далеко не все говорит вслух; он ошибается - хотя и реже, чем среднестатистический человек. Короче, он не идеален. А еще он очень любит кофе .



С другой стороны, Купер - очередная реинкарнация архетипа героя, пытающегося спасти мир. Очень показателен в этом смысле разговор в лесу после смерти Лиланда. Майор Бриггс: "Великое зло сокрыто в этом прекрасном мире, и так ли важно, откуда оно берется?". Купер: "Важно, потому что мы должны остановить его". В финале он не проигрывает, а приносит себя в жертву "за други своя".



Одновременно с Купером расследованием убийства Лоры занимается молодежь - Донна, Джеймс и Одри. Пока эта троица роет и попадает в переплеты, бывший бойфренд Лоры Бобби и его подружка Шелли занимаются своими делишками. Значение этой пятерки в сериале лишь немногим меньше, чем значение Купера: у каждого есть своя сюжетная линия, иногда пересекающаяся с линией Лоры, иногда не имеющая с ней ничего общего. Что ж, рассмотрим каждого юного протагониста подробнее.

Банальная мысль о том, что очень многое в человеке зависит от семьи, первой приходит в голову при виде Донны. В отличие от ее подруги Лоры, Донне крупно повезло: она живет в очень благополучной и совершенно здоровой семье. Ее отец - не одержимый юрист Лиланд Палмер и не прохиндей-бизнесмен Бен Хорн, его миссия куда более достойна. Доктор Хэйворд словно пришел в сериал из 19 века: он джентльмен и благородный человек без всяких кавычек. Мать Донны тоже производит приятное впечатление: обездвиженность не убила в ней желание жить. Сестры Донны - очень милые девочки, каждая по-своему. Однако из этой теплой атмосферы, из мира света и гармонии Донну тянет во тьму и холод - в мир Лоры Палмер.



Ведь могла же скромница Донна выбрать себе другую подругу, кроме идущей ко дну Лоры, не так ли? Однако это не жажда саморазрушения: ей просто неоткуда взяться. Ее отношение к Лоре - банальная зависть девочки, которая пока еще не нашла свое женское "Я", к успехам обольстительной королевы школы. Неудивительно, что после смерти Лоры Донна периодически пытается натянуть на себя ее образ - и ее темные очки.



К большому счастью для нее самой, в Донне нет ни губительной сексапильности убитой королевы красоты, ни ее безумия. Зато внимательный зритель замечает сходство между Донной и Мэдди - светлой (и темноволосой) ипостасью Лоры. (Бедняга Мэдди, к слову, один из самых печальных и трогательных персонажей сериала. Вот уж по ком прошлось смертельным катком пресловутое "в чужом пиру похмелье": приехала на пару дней к родственникам, попала в водоворот мрачных событий и погибла ни за что ни про что).





Я в курсе, что исполнительница роли Донны Лара Флинн Бойл была любовницей Кайла Маклахлена на момент съемок в "Твин Пиксе", и не могу отделаться от мысли, что если бы не этот роман, то вряд ли бы мы увидели эту актрису в этом сериале. У меня нет претензий к актерской игре, но есть претензии к полному отсутствию обаяния. Впрочем, это субъективный взгляд: возможно, я что-то не уловила, и на самом деле Донна - милашка... с иголками ежика . Но как бы она не изображала из себя роковую женщину, чуть ли не занимаясь любовью с Джеймсом в полицейском участке, в итоге все получается не так. Попытки поиграть в сыщицу обернулись смертью человека, а Джеймс в итоге сбежал.

Джеймс... Косуха, мотоцикл, внутренняя свобода - практически Джеймс Дин на минималках - но нет. В отличие от героев Дина, Джеймс не бунтарь без причины, а слишком рано повзрослевший пацан, у которого, по сути, нет семьи. Ну да, у него имеется дядя, но у дяди бьет ключом своя жизнь: заправка и две женщины, так что поддержать он его поддержит, но каждую минуту сопли вытирать не станет. На жену дяди и вовсе рассчитывать не приходится. А где-то по захолустным городкам шатается мамаша парня, по официальной версии - творческая личность, а на деле - алкашка, не чуждая промискуитета. Другой бы в таких обстоятельствах или сломался, или непрерывно бил бы на жалость. Другой - но не Джеймс. Он ни из чего не пытается извлечь психологическую выгоду - ни из своего фактического сиротства, ни из смерти Лоры (как это делает Донна). Гибель любимой девушки и все последовавшее за ней - для Джеймса очередное ухудшение и без того не слишком сладкой жизни. Не нужны ему по большому счету ни разборки с Бобби, ни самодеятельное расследование.



Все, что нужно Джеймсу - внезапно - не любовь, а выход из замкнутого круга. И здесь в ткань сценария вплетается великая американская мифологема пути: ковбой садится на коня парень садится на мотоцикл и мчится в закат... рассвет... куда глаза глядят (нужное подчеркнуть). Уедешь куда-нибудь - а там, глядишь, и начнется новая жизнь. На этом пути, само собой, встретятся роковая женщина в чулках с резинкой - коварная Цирцея, и новые соблазны - все как положено (конечно, нуарная история с коварной блондинкой нужна сериалу, как собаке пятая нога, но ладно уж, будем считать, что парень нарвался на еще одну версию Лоры). А потом Джеймс еще куда-нибудь поедет - и Твин Пикс окончательно утратит свою власть над ним.





Любопытно, что довольно влюбчивый Джеймс не обращает внимания на самую красивую девушку в Твин Пиксе. Когда я впервые увидела сериал, Одри - Шерилин Фенн - показалась мне идеалом красоты. Мне очень хотелось внешне походить на нее . Тогда она казалась мне принцессой, избалованной папиной дочкой. Насчет последнего, кстати, я не ошиблась: противостояние отца и дочери, двух сильных неоднозначных личностей - один из ключей к образу Одри. Даже если она сама себе в этом не признается, значительная часть того, что она делает, совершается с оглядкой на отца. Срывает ли она его практически готовую сделку с норвежцами или, наоборот, помогает ему, любит или ненавидит - в любом случае созависимость с отцом рулит.



Позднее я поняла, что Одри - несчастная девочка с придурью, как все Хорны, живущая в золотой клетке, достаточно умная, чтобы понимать: ее отец - подонок, и достаточно наивная, чтобы мечтать о супермене, который увезет ее в жизнь, полную приключений. Ее рано расцветшая красота и сексуальность не востребованы: мы не знаем, куда Одри исчезала время от времени на несколько дней, но до появления в Твин Пиксе Купера у нее, похоже, не было постоянного парня. Если Лора жила тройной жизнью, то Одри лишь грезила о ней. При этом, судя по одной из самых эротичных сцен всех времен и народов, реши дочурка Бена Хорна выйти на тропу большого разврата, Лоре Палмер пришлось бы заняться демпингом .







Очень интересно, где папина дочка Одри обучилась фокусу с черешней - порнухи насмотрелась, что ли? Или, учитывая ее любовь к подглядыванию и подслушиванию, узнала об этом и других эротических трюках, тайком нарушая приватность постояльцев "Грейт Нотерн"? Как жаль, что планировашийся роман между нею и агентом Купер так и не состоялся - из них получилась бы отличная парочка агентов.





Если Одри - хорошая плохая девочка, то сын майора Бриггса - плохой хороший парень. Замечали ли вы, что Бобби совершенно не похож на своих родителей ни внешне, ни внутренне? Они оба светлой масти - он темный шатен, почти брюнет. Они спокойны, как глубоководные рыбы - он подвижен, как ртуть. Они воплощение здравого смысла и добродетели - а Бобби только стечение обстоятельств спасает от отсидки за торговлю наркотой.



В какого дальнего предка удался этот красавчик, который с энергией, достойной лучшего применения, непрерывно ищет приключения на свою довольно упругую задницу? Зачем выходцу из благополучной семьи среднего класса погружаться в мир наркоторговли, терок и разборок? Лора Палмер лишила невинности заманила? Но Бобби совершенно не похож на теленка, которого можно куда-либо притащить на веревочке, да и не любил он Лору. Его подлинная страсть - Шелли... то есть деньги . На похоронах Лоры может показаться, будто он бунтует против лицемерия общества - но, как говорил герой другого хорошего фильма: "В роли обличителя общественных пороков вы смотритесь неубедительно". Чем дольше смотришь на Бобби, тем сильнее становится убеждение, что главная его проблема - избыток дури энергии. Если бы ему пришлось вкалывать, как вкалывает Шелли, глядишь - и в мозгу бы прояснилось, ибо Бобби, в отличие от своей подружайки, при всех своих пороках все же не совсем дурак.



Шелли, которую мы весь фильм видим или на рабочем месте - в кафе, или в берлоге Лео, персонаж и интересный, и предсказуемый одновременно. Хотя "Твин Пикс" меньше всего похож на фильм о классовым составе американского общества, избежать изображения социальной вертикали даже ему не удалось. Шелли предсказуема как типичная девица из низов, которая бросила школу, потому что хотела выйти замуж, а вышла замуж потому, что Лео показался ей крутым кексом. Когда крутой кекс закономерно оказался гопником и садистом, Шелли не нашла ничего умнее, чем закрутить роман с Бобби.



Шелли вульгарна, глуповата и лишена перспектив: ее потолок в этом мире - место Нормы, хотя не факт, что она потянет управление кафе. Характерная черта Шелли - чистый, дистиллированный эгоизм: в этом они с Бобби схожи. Ей на все наплевать, кроме собственных проблем: в этом плане очень показательна сцена, когда Шелли смеется над поведением Лиланда на похоронах Лоры.



Достаточно увидеть нору, в которой обитает Шелли - со стиральной машинкой на улице и вечным холодом (обратите внимание, как она одета дома: в толстый халат поверх спортивного костюма), чтобы все понять про ее статус. А потом эта девица в вечной униформе официантки улыбнется - и ее красота начинает сиять с новой силой, и внезапно оказывается, что с Шелли не все так просто. Красота как страшная сила - это не про Лору и не про Одри, а про нее. Девушка из кафе не горит в огне и мгновенно оправляется от любых передряг; именно она, по сути, отбила парня у Лоры Палмер, и не случайно пиковая дама в колоде карт Уиндома Эрла - именно Шелли.



Юные герои "Твин Пикса" занятны, но истинные совы, которые совсем не то, чем кажутся - это Надин и якобы комедийная парочка - Люси и Энди. Якобы, потому что если хорошенько присмотреться к ним, то откроются неожиданные вещи.

Самый двусмысленный персонаж сериала - Надин, жена Эда. Когда зритель видит ее в первый раз, у него не возникает вопросов (не считая вопроса, как Эд это терпит): очередная истеричная домохозяйка, пилящая своего терпеливого мужа; придурковатая дамочка, озабоченная бесшумными шторами.



Но после неудачной попытки самоубийства Надин преображается. Ей удается невозможное - вернуть молодость, причем в полном смысле слова: как помните, она закрутила роман с восемнадцатилетним мальчиком - и в итоге мальчик был доволен. Вместе с даром вечной юности Надин приобретает сверхъестественную силу - и тут настает момент обратиться к фольклору. Дело в том, что в мифологиях разных народов существа из иных миров часто опознаются по какому-то физическому недостатку или какой-то необычной черте, связанной с телесным обликом. Они то карлики, то великаны, у них то медный нос, то копыта вместо ног, короче, узнали, да? В "Твин Пиксе" представлен полный комплект, от карлика до однорукого. А Надин у нас одноглазая (правда, не изначально), и этот дефект умышленно подчеркнут, намекая тем, кто в теме, на ее двойственную природу. Еще один намек, помимо силы - необыкновенная энергия, причем еще до того, как она свихнулась. Похоже, после неудачного самоубийства Надин просто перестала контролировать себя, и то, что жило в ней, разрезвилось по полной. Трудно сказать, какие духи вселились в нее - но, конечно, это был не Боб. А может, Надин сама маненько суккуб?

Не менее примечательны и Люси с Энди. На первый взгляд, Люси Моран - плоский и однозначный персонаж, коротышка в пестрых свитерах и прелесть какая дурочка. Хотя Люси исполнительна и добросовестна, умом она действительно не блещет, и только на фоне совсем тупой сестры кажется почти нормальной. Но "Твин Пикс" - не бытовая драма: в этом мистическом сериале многие образы и явления существуют в двух плоскостях: в реальной, где есть полицейский участок, пирожные и переговоры по рации, и в символической. И тут нас ждет сюрприз.



Люси - внезапно - единственный персонаж во вселенной "Твин Пикса", который связан не со смертью и разрушением, а с продолжением жизни, с деторождением. Вы заметили, что ни у кого из героев сериала нет детей (доктор Хэйуорд и родители Лоры не в счет, их дети уже давно не дети)? Три брака - Шелли и Лео, Нормы и Хэнка, Эда и Надин - одинаково бесплодны. В маленьком городе очень много покойников, но нет младенцев - кроме того, которого носит во чреве Люси. Не подвластная никаким злым чарам, защищенная тройным кольцом простоты, неискушенности и недалекости, Люси предстает как воплощение светлых витальных сил, более того - реинкарнация Мадонны. Этот статус подчеркивается сценой, в которой Люси выходит к Энди с младенцем-племянником на руках. Обратите внимание, сколько жизни вокруг нее: дитя, зелень, лейка с водой, дарующей процветание растениям.



В то же время Люси - и сказочная сестра при 12, то есть 4-х богатырях, каждое утро выставляющая на стол молоко и печенье для своих мужчин, и дух места, отвечающий за порядок и гармонию. Да и в чисто житейском плане так ли она глупа? Пока другие красотки мечутся и попадают в переделки, Люси - девушка с характером - спокойно выбирает лучшего отца для своего ребенка . Ибо Энди - не лучший из двух, он вообще хорош.

Снисходительно-пренебрежительное отношение к Энди оправдано лишь отчасти. Неуклюжесть и медлительный ум - не синонимы глупости. И почему, собственно, Энди "глуп"? Может, наоборот, наоборот, только у него нормальная реакция на многие вещи. Он рыдает, увидев труп совсем молодой девочки, и не только потому, что ему ее жаль. Смерть юного и прекрасного существа - это вопиющее нарушение жизненного порядка, трещина в куполе мироздания, тот самый распавшийся гамлетовский мир: так не должно быть - и точка. Он чист сердцем и в то же время не готов спустить оскорбления, при этом на протяжении сериала Энди меняется, совершенствует и преодолевает себя. Подобно мифологическому герою, он идет своим путем, сражаясь как с внешним врагом, так и со своими слабостями.



Недаром в финале фильма именно Энди совершает то, что не смог сделать сам агент Купер: разгадывает тайну рисунка - карты, где указаны Белый и Черный вигвамы. Если бы Купер не отмахнулся и спел прислушаться к его словам, то события могли пойти по другому пути.

Об Энди и других персонажах я могу рассказывать еще долго, но полагаю, даже самому терпеливому читателю уже стало скучно . В следующем посте немного поговорим о философии и красоте сериала.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх