На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

6. «Улица греха» (1945) - шедевр классического нуара

Любите ли вы фильмы-нуар 1940-50-х г.? Их есть за что любить: неповторимая атмосфера, головокружительные повороты сюжета, великолепная игра актеров, тьма и свет ночных улиц навсегда остаются в памяти тех, кто видел хотя бы один шедевр этого жанра, например, «Улицу греха»/Scarlet Street (1945) Фрица Ланга, имеющую репутацию одного из самых мрачных нуаров. Для меня этот фильм, снятый по роману француза Жоржа Альфонса де ла Фушардьера "Сука", стал настоящим открытием, и я смело рекомендую его всем любителям хорошего кино.



Нью-Йорк, середина 1940-х, мир джентльменов в костюмах и шляпах и дам в изящных платьях, где улицы по ночам патрулируют полицейские, а директора банков дарят лучшим подчиненным золотые часы. В этом мире пожилой банковский кассир Крис, женившийся на своей квартирной хозяйке, живет однообразной и безрадостной жизнью. Его единственная отдушина - любительская живопись. Наделенный романтическим воображением, он мечтает о любви юной красавицы, и судьба идет навстречу его желаниям ("бойтесь ваших желаний - они могут исполнится" (с)). Возвращаясь с корпоратива, он знакомится с симпатичной шатенкой по имени Китти. Крис играет роль Дон-Кихота, спасая девицу от побоев и не подозревая, что нападавший - ее любовник, а точнее, ее сутенер Джонни. Несмотря на позднее время, Китти не прочь пропустить стаканчик в баре рядом с домом и узнать побольше о новом знакомом. Девица выдает себя за актрису, а Крис, стесняясь своей прозаической профессии - за богатого художника.





Дальнейшее угадать несложно: Крис влюбляется, а Китти, подстрекаемая сутенером, начинает финансово доить его, принуждая нищего кассира воровать то у своей жены, то в банковской кассе. В первой половине фильма Крис предстает перед нами как типичный "маленький человек": он побаивается своей ворчливой жены, он позволяет себя обманывать нагловатой Китти, короче - тихий недотепа. Но тем и отличается хорошее кино от ширпотреба, что в нем ни развитие сюжета, ни сложность образов нельзя предсказать.



Сутенер Джонни, мечтающий уехать в Голливуд (и все никак не уезжающий ), все время рыщет в поисках денег, и ему все время их не хватает. Взгляд его падает на картины Криса, которые он перевез к Китти в квартиру, которую он снял для нее (блаженные времена, когда аренда пентхауса в Нью-Йорке стоила 150 долларов). Джонни решает продать их, и тут неожиданно оказывается, что никому не известный любитель - талантливый художник-примитивист. Его работами заинтересовались влиятельный критик и владелец престижной картинной галереи. Парадоксальным образом алчный сутенер открыл талант Криса миру - и тут же закрыл, потому что он счел более выгодным выдать за автора картин Китти, которая знакома только с одним видом живописи - раскрашиванием ногтей на руках и ногах .



Сюжет усложняется, к почти водевильной теме "влюбленного старика" добавляется тема украденных, точнее, присвоенных шедевров. Зритель ожидает, что Крис наконец-то придет в ярость, узнав, что пустоголовую девицу прославляют в газетах как талантливую художницу. Но истинная любовь - или страсть - все прощает. "Если бы я принес их в картинную галерею, их бы не купили, - говорит Крис. - Я неудачник" (и ошибается, ибо критик заинтересовался его работами, еще не зная, кто их автор). Он не возражает против того, что его картины подписала Китти, и в знак примирения пишет ее портрет. (Одна из картин, кстати, весьма символична: на ней изображена женщина, стоящая на ночной улице под фонарем, а вокруг другого фонаря обвивается гигантский змей - змей-искуситель, надо полагать).



Маленький человек, чем-то напоминающий Макара Девушкина из "Бедных людей", внезапно начинает проявляться с неожиданной стороны, например, очень ловко избавляется от своей жены (правда, отчасти ему помог случай). Если прежде казалось, что он непременно будет жертвой, то теперь в этом возникают сомнения, и не зря. Крис мог простить все, кроме измены и насмешки: узнав, что все это время его обманывали, он убивает Китти и подставляет Джонни, которого поджаривают на электрическом стуле (надо признать, что кого-кого, а этого персонажа совершенно не жалко ).



Но убив свою единственную любовь, он убивает и себя: его жизнь заканчивается. Бывший благополучный кассир превращается в бомжа, который однажды видит, как из картинной галереи покупательница выносит портрет Китти - его портрет, проданный за 12000 долларов. От маленькой потаскушки Китти осталась легенда о гениальной художнице и ее картинах, от Джонни остались материалы судебного процесса, а от Криса не осталось ничего, он превратился в тень человека (и тут "Бедные люди" плавно переходят в "Преступление и наказание").



За исключением некоторых нюансов, в "Улице греха" почти не ощущается ее возраст: фильм 76-летней давности не кажется устаревшим. Более того, в плане динамичности он даст фору многим современном триллерам, а актерская игра заслуживает самой высокой оценки. В каждом кадре фильма чувствуется крепкая и уверенная рука режиссера, и это не удивительно: уроженец Вены Фриц Ланг — немецкий кинорежиссёр, с 1934 года живший и работавший в США, является одним из величайших представителей немецкого экспрессионизма и сооснователем жанра нуар. Авторитет Ланга в немецкий кинематографии 1920-30-х был таков, что после прихода нацистов к власти Гитлер позвал его, полуеврея, и предложил ему пост руководителя германской киноиндустрии. Ланг предпочел подобной чести эмиграцию во Францию, а затем в США. Нуар «Улица греха» (1945) стал самым независимым фильмом Ланга за все годы его карьеры в США, так как продюсеры никоим образом не влияли на его работу. Поскольку в финале картины убийца остался ненаказанным, фильм столкнулся с цензурными проблемами, так как подобный финал противоречил действующему на тот момент кодексу Хейса. Критикам фильм не слишком понравился, но зрители восприняли его на ура, и сегодня он, так же как и «Женщина в окне», относится к классике жанра нуар.



Интересные факты, связанные с фильмом

Фильм Ланга - вторая экранизация романа Жоржа Альфонса де ла Фушардьера: первую - фильм "Сука", снял в 1931 г. великий французский режиссер Жан Ренуар (сын художника Огюста Ренуара).

Эдвард Робинсон, сыгравший кассира-художника Криса, в реальной жизни собрал большую коллекцию произведений современного искусства, но был вынужден продать её греческому магнату в 1956 году, так как его финансовое состояние значительно ухудшилось после антикоммунистической «Голливудской охоты на ведьм».

Власти в Нью-Йорке, Милуоки и Атланте запретили прокат фильма в городских кинотеатрах в начале 1946 года из-за его мрачного сюжета.

Двенадцать картин, созданных для фильма художником Джоном Декером, были отправлены в Музей современного искусства в Нью-Йорке на выставку в марте 1946 года.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх