
Патриция Хайсмит в 1942 г.
Восемь рассказов, входящих в сборник, несколько отличаются по художественному уровню, поскольку написаны в разное время, но все они представляют собой осколки одного зеркала, в которых отражается мир писательницы - мир тревожный, мрачный, непредсказуемый. Хайсмит справедливо считается мастером остросюжетного повествования, но в ее лучших вещах есть еще что-то - гипнотизирующая атмосфера пустого полуночного лунопарка, залитого мертвенным светом Луны. И непонятно, что там темное виднеется под каруселью - то ли мешок, то ли бродячий пес дремлет, то ли труп лежит.
Открывает сборник наиболее сильный в художественном отношении рассказ - "Когда в Мобиле стояла флотилия..." Название обманчиво - он не про моряков, хотя его главная героиня, Джеральдина, и встречала некогда корабли. Начинается он как детектив, а продолжается как сон сомнамбулы. Героиня бежит от совершенного ею преступления, от самой себя, от своей судьбы, и читатель невольно начинает сочувствовать ей, узнавая печальную повесть ее жизни. С Джеральдиной происходит почти чудо: ей удается попасть ненадолго в свое детство, в парк с каруселями, и встретить бывшего одноклассника, и вот-вот все будет хорошо... и тут наступает совершенно неожиданный финал.
Среди других рассказов понравились "На крыльях надежды" и "Миссис Афрон, витающая в облаках", а вот "Чарующий мир улиток" и "Пустая скворечня" показались более слабыми. В "Черепашке" и "Героине" немного предсказуемые финалы, плюс в "Черепашке", вдохновленной сложными отношениями писательницы с матерью, слишком сильна одна нота - жестокости. Этим Хайсмит отличается от своих кумиров - Достоевского и Камю, старавшихся показать ситуацию с разных точек зрения.
После сборника рассказов я решила продолжить знакомство с творчеством Хайсмит и прочла роман "Крик совы", о котором расскажу в отдельном посте.
Свежие комментарии