На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

"Сильва" (1981)

Новый челлендж #10фильмов хочу начать с киноленты, знакомой многим. Впервые этот прекрасный фильм я увидела еще в детстве (как и все, наверное), но, пересмотрев его вчера, заметила интересные моменты, которые раньше ускользали, пропускались. Прежде внимание было сосредоточено на главной паре - Эдвине и Сильве, где-то на подтанцовке маячил Бони, а старшее поколение персонажей вообще шло как фон. А сейчас внезапно стало ясно, насколько чудесно играют представители старой школы.



Вот мать Эдвина, надменная княгиня фон Веллергейм, она же - Лили Мотылек, бывшая звезда варьете. В детстве я воспринимала ее как комическую старуху, а теперь смотрю и думаю: да какая же она старуха, ей лет 55, и она неплохо выглядит. Во всяком случае, глядя на правильные черты ее лица, нетрудно догадаться, что в молодости княгиня фон Веллергейм - Лили - была ничуть не хуже, чем Сильва (Жанна Глебова). И фото молодой Татьяны Пилецкой, исполнительницы этой роли, подтверждают догадку.



Княгиня Лили еще полна жизни и обаяния, желание нравиться и женственность бьют в ней ключом, она еще очаровывает престарелых генералов, но время безжалостно: на сцене варьете и в сердце сына уже царит другая. А ей остается доживать жизнь с придурковатым старым князем - в комфорте и почете, но уже без всяких страстей. И комедийный образ внезапно приобретает горьковатый привкус: ведь быстротечность времени касается нас всех, просто в юности мы не задумываемся над этим.

Крестным отцом Татьяны Пилецкой был художник Кузьма Петров-Водкин. Когда девочке было девять лет, художник написал её портрет. Картина получила название «Девочка с куклой» («Портрет Татули»). А когда она училась в Вагановском училище, её запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода скульптор Александр Пахомов. Применительно к актрисе лепет престарелого графа про "породу" оказывается вовсе не лепетом: ее родословная и впрямь необычна. Знали ли вы, что прапрапрабабушкой Пилецкой была Луиза Графемус-Кессених (1786—1852), женщина-офицер, участница войны с Наполеоном 1812—1815 годов, прусский уланский вахмистр? Она вышла замуж за прусского офицера по фамилии Графемус (погиб во время войны с Наполеоном), родила двоих детей, а когда муж ушел на фронт, скрыла свой пол и вступила в корпус генерала Блюхера, воевавшего против французов. Потеряв правую руку, она вышла в отставку в чине уланского вахмистра, переехала в Петербург, вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, родила и воспитывала детей.

Судьба подарила Татьяне Пилецкой долгую жизнь: в своем первом фильме она снялась в 1946 ом году, а в последнем - в 2021-м. Она еще жива: если все будет хорошо, 2-го июля ей исполнится 95 лет .

В свое время амбициозная и блистательная Лили разбила сердце самому загадочному персонажу фильма - импресарио Ферри. Ферри предстает перед зрителем как человек редкого благородства: живя в мире кабаре, где "любовь - искусство", окруженный красотками и кокетками, он хранит вечную верность своей неверной возлюбленный. Сильву он любит как дочь, не более. Если бы Ферри играл другой актер, а не Павел Кадочников, персонаж мог бы показаться надуманным, картонным, условным. Но Кадочников создает настолько убедительный образ, что он - единственный из всех героев фильма - ни разу не вызывает у зрителей улыбку. Ферри, бывший ангелом-хранителем Сильвы, молча уходит во тьму в финале: хеппи-энды - не его стихия.



Если Ферри отдан весь драматизм оперетты, то ее комическое начало воплотилось в чете фон Эгенбергов, родителей Стасси. Михаил Светин бесподобен в роли алкоголика и подкаблучника, ведущего тайную борьбу против семейного дракона . Его дражайшая супруга ему под стать: глядя на Викторию Горшенину в роли графини фон Эгенберг, трудно представить, что ее биография тоже могла бы быть сюжетом фильма: настолько она слилась со своей вздорной, деспотичной, но, в сущности, несчастной героиней. Горшенина родилась в разгар Гражданской войны в Харбине и в СССР попала уже в подростковом возрасте, когда ее родители приняли роковое решение вернуться из Китая. Когда ей было 15 лет, отец, инженер-строитель железной дороги, был арестован как «японский шпион». Виктория и ее сестра долгие годы прожили с клеймом «дочерей врага народа» В 1941—1944 годах училась в Театральном училище при Малом театре, ещё до его окончания в 1943 году попала в ленинградскую труппу Аркадия Райкина. 9 мая 1945 года Виктория вышла замуж за режиссёра Яна Фрида, с которым прожила вместе до самой его смерти 19 декабря 2003 года. Однако имея мужа-режиссера, в кино она снималась мало, в основном в фильмах Фрида и в эпизодических ролях - сниматься больше не позволял Райкин. Горшенина похоронена в Штутгарте (Германии) рядом со своим мужем, режиссёром Яном Фридом. В Германии продолжают жить потомки творческой четы: дочь Алена, внук и правнук.




Стасси, дочь столь своеобразных родителей, действительно не могла вырасти робким ягненком, так что Бони в браке, скорее всего, ждут сюрпризы. Но Бони, граф Бонифациус Канчиану - светский бездельник, шутник, выдумщик и бонвиван - вовсе не так прост, как кажется. Присмотритесь внимательно - именно он является протагонистом "Сильвы", без него ничего бы не было. Он знакомит Эдвина и Сильву, он же невольно разлучает их, сообщив о помолвке со Стасси, и он же сводит их снова. Возможно, он сам игрушка в руках судьбы: как писала Цветаева, первый признак рокового человека - он не знает, что он роковой. Но, возможно, Бони подсознательно - или сознательно - играет с этим миром, выступая аватаром некоего доброго божества. И, положа на руку на сердце, нельзя не признать, что по-человечески он куда приятнее невротика Эдвина . Жаль, что прекрасный актер Виталий Соломин прожил всего 60 лет. В фильме ему 40 лет, но выглядит он намного моложе. А его жена Мария, сыгравшая Стасси, на год старше исполнительницы роли Сильвы Жанны Глебовой, но поверить в это сложно (что ни говори, а блонд реально молодит ).



"Сильва" написана Кальманом в 1915 г., когда до гибели империи, изображенной в ней, оставалось всего несколько лет. Но в мире оперетты война еще не началась, и, возможно, никогда и не начнется. Ничто не разлучит Эдвина и Сильву, Бони и Стасси, и они, рожденные в начале 1890-х, благополучно доживут до 1981 года: существуй эти люди в действительности, такое вполне было бы возможно .

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх