Не так давно я уже писала о разных народных танцах и прочих национальных символах, которые на самом деле придумали конкретные лица и не так давно. Сегодня речь пойдет немного о другом: о том, как один человек возродил древний обычай поклонения священной роще и даже стал верховной жрицей этого культа. Что здесь особенного?
Наверное, то, что человек - белый, а культовая роща расположена в Нигерии :). Но обо всем по порядку.
Когда-то частью национальной культуры нигерийцев было поклонение священным рощам. Но в 1930-40-х гг. в Нигерии начались исламизация и урбанизация, и про древние культы стали забывать (правда, немного странная была урбанизация, если и сегодня 70% нигерийцев заняты в сельском хозяйстве, ну да не будем придираться). Люди перестали ходить к священным рощам и творить древние обряды, а местами рощи стали вырубать.
Такое положение дел очень не понравилось 38-летней художнице Сюзанне Венгер. Сюзанна вообще была интересным человеком: училась в Вене, в 1947 году стала одним из основателей Венского художественного клуба, потом жила в Италии и Швейцарии, а будущего мужа, лингвиста Улли Бейера, встретила в Париже в 1949 году. В 1950 году пара эмигрировала в Нигерию, и обнаружила, что священные рощи позабыты-позаброшены.
От переживаний или от чего иного, но Сюзанна заболела туберкулезом. Болезнь подтолкнула ее к интенсивным духовным поискам, а поиски привели к религии йоруба - одного из коренных нигерийских народов. Она выучила их мифологию, записала уцелевшие обряды, прониклась легендами и верованиями. Но этого Сюзанне оказалось мало. У йоруба была своя священная роща под названием Осун-Осогбо, и австрийская художница задумала ее возродить.
Работы оказалось невпроворот: пришлось смастерить кучу древних идолов - духов Осун-Осогбо, расставить их по лесу, обучить нигерийцев их же утраченным ритуалам, пиарить Осун-Осогбо среди коллег-художников и международных организаций, создавать школу современного искусства «Новое духовное искусство» и движение в защиту рощи. Одновременно Сюзанна консультировалась с богами согласно ритуалам йоруба, а потом и вовсе была избрана верховной жрицей культа богини Осун, которой и посвящена роща.
Однако труды Венгер в итоге получили признание на глобальном уровне. В 1992 г. роща Осун-Осогбо площадью 75 гектаров стала национальным памятником, а в 2005 вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня Осун-Осогбо - место паломничества и главный сакральный объект для йоруба, в том числе и для представителей африканской диаспоры. А то, что прежние идолы богов были деревянные, а новые из цемента и стали, так это пустяки, главное, что культ-то подлинный, а культура древняя. И туристам есть что показать :).
P.S. Я уже дописывала этот пост, и тут внезапно поняла, почему меня не оставляет ощущение, что я была в этой роще или видела нечто подобное :). Да! Да! "Поляна сказок" в Ялте! Не один-в-один, конечно, но близко :).
Как австрийская художница создала в Нигерии объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии