На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

10 самых знаменитых проституток всемирной литературы XIX-XX вв.

Чего греха таить: судьбы "ночных мотыльков" всегда волновали маститых писателей, и они много и охотно о них писали. Много ли вы знаете романов об акушерках или трактирщицах, зато о проститутках их полно. При этом надо признать, что образы милых, но падших созданий в классической литературе сильно различаются как по степени достоверности, так и по степени привлекательности.



1. Сонечка Мармеладова ("Преступление и наказание")

Несчастное, беззащитное, некрасивое создание, изгнанное злобной мачехой на панель, но сохранившее в душе высшие идеалы. Сонечка - уникальный образ совершенно асексуальной проститутки, соединяющей духовную невинность с физической растленностью. Несмотря на позорную профессию, в моральном плане она намного выше не только таких героев романа Достоевского, как Лужин или Свидригайлов, но и самого Раскольникова. Обсуждение степени правдивости подобного персонажа совершенно бессмысленно по понятным причинам, но не будем забывать, что у Достоевского свой, фантастический реализм, и Сонечка Мармеладова - персонаж не реалистичный, а символический.



2. Маргарита Готье ("Дама с камелиями")

Самая романтическая проститутка всех времён и народов: прекрасная, влюблённая, гибнущая от чахотки и страданий. Несколько поколений читателей, а заодно и поклонников оперы Верди "Травиата" (в основу её либретто, как известно, положен этот роман Дюма-сына), заливались слезами над судьбой марижской куртизанки, а выражение "дама с камелиями" или просто "камелия" даже стало нарицательным в XIX веке. Помимо благородства манер и элегантности одежды, Маргарита привлекала читателей великодушием и способностью пожертвовать собой ради любимого человека. Кстати, у этой литературной героини был реальный прототип - Мари Дюплесси.


3. Нана ("Нана")

Если бы героиня этого романа Золя жила в наши дни, она не только бы не стала звездой подмостков и элитной эскортницей куртизанкой, но и вряд ли смогла бы зарабатывать своим ремеслом: ведь Нана была очень упитанная, даже толстая, да еще и с небритыми подмышками. А 1860-х годах всё это шло в Париже на ура, и вульгарная девица с лёгкостью разоряла аристократов и дегенератов. Такое впечатление, что в итоге Золя сам испугался витальной силы своей героини и поспешил её уморить . Но нельзя не признать, чтобы отличие от всяких дам с камелиями Нана изображена довольно реалистично.



4. Эстер ван Гобсек ("Блеск и нищета куртизанок")

Хотя Бальзак считал себя реалистом, а не романтиком, нельзя не признать, что в образе прекрасной еврейки Эстер, безумно влюбленной в Люсьена Шардонна, он отдал дань романтизму. В романе Эстер, до встречи с Люсьеном бывшая девушкой для всех, волшебным образом перевоспитывается за какие-то два месяца и становится образцом целомудрия. Когда мерзкий каторжник Вотрен заставляет её спать с богачом Нусингеном, чтобы добыть миллион для Люсьена, она предпочитает умереть, но не изменить любимому. Так, все достали платочки, все плачут .



5. Флер-де-Мари ("Парижские тайны")

Самый сказочный персонаж в нашей коллекции, в то же время надолго задавший шаблон изображения проститутки как несчастной жертвы. Разумеется, Флер-де-Мари пала не по своей воле: её напоили и обесчестили. Проституцией она занимается как-то робко и стыдливо, в то же время глубоко страдая от сознания своей греховности. Нужно ли говорить, что это ангелоподобное существо на самом деле окажется незаконнорожденной принцессой ? Но глубина её маразма совестливости такова, что даже оказавшись у ступеней трона, будучи признанной своим отцом и получив все возможности для счастливой жизни, Флер-де-Мари сама себя загонит в гроб, дабы искупить свой невольный грех.



6. Белл Уотлинг ("Унесенные ветром")

Хотя Маргарет Митчелл в сердцах как-то обозвала свою героиню Скарлетт шлюхой, настоящая шлюха в романе - Белл (Красотка) Уотлинг, владелица борделя, в который так любил захаживать Ретт Баттлер. На фоне анемичных, страдающих, изломанных европеек эта крепкая американка - буквально луч света в тёмном царстве . Красотка производит впечатление человека, на которого можно положиться, не чуждого добрых побуждений и отнюдь не глупого. А то, что она содержит бордель - ну что поделать, каждый выживает как может, тем более в эпоху гражданской войны .



7. Пышка ("Пышка")

Героиня Мопассана производит довольно реалистичное впечатление, за исключением приписываемого ей автором патриотизма. В сущности, это самая обыкновенная женщина из низов, которой крупно не повезло и которой приходится зарабатывать на жизнь, продавая себя. В иных условиях она ничем бы не отличалась от буржуазных дам, которые, по Мопассану, ничуть не лучше ее в моральном отношении. Кстати, в другом рассказе писателя - "Мадмуазель Фифи", на проститутке, совершившей патриотичный поступок, в финале женится некий добропорядочный господин, и она становится добропорядочной дамой не хуже прочих. Вот уже действительно: то ли обычные дамы во Франции того времени были такие... свободомыслящие , то ли проститутки такие приличные.



8. Фантина ("Отверженные")

Виктор Гюго внес в образ проституток новые краски, задавшись вопросом: способны ли они к материнской любви? Ответ, разумеется, положительный, более того, Фантина и проституткой-то становится, когда её выгнали с фабрики, только для того,чтобы содержать Козетту у Тенардье. Однако рисуя образ Фантины с бесконечным сочувствием, великий писатель не может скрыть правды: бедняжка неимоверно глупа, так глупа, что это замечают даже её товарки по ремеслу (как деликатно замечает Фэйворитка, она совсем не знает жизни). Одно решение вернуться из Парижа, где так легко найти работу и затеряться в толпе, в какую-то дыру под названием Монрейль-Приморский чего стоит .



9. Таис ("Таис Афинская")

Иван Ефремов был советский фантаст, и этим всё сказано. Таис Афинская в его романе - не античная гетера, а комсомолка, спортсменка, красавица и передовик производства . Ей чужда корысть, а глубина духовных интересов такова, что её посвящают в учение орфиков. Несмотря на маленький рост и своеобразную фигуру - широкий таз с тонкой талией и короткими ногами, Таис настолько очаровательна, что в неё влюбляются все поголовно, от Александра Македонского до индийского жреца. Разумеется, она ещё и не стареет и в 40 выглядит на 25. Короче, даст ист фантастиш, как и было сказано .



10. Катюша Маслова ("Воскресение")

Лев Николаевич Толстой о проститутках знал не понаслышке: в молодости он так плотно общался с ними, что даже лечился от гонореи. Но богатый опыт почему-то не пошел впрок, и образ проститутки Катюши Масловой получился у него вторичным. Где-то мы уже всё это читали: и про невинную девушку, которую соблазнил светский повеса, и про падшее, но духовно богатое создание, общение с которым перевоспитывает её бывшего соблазнителя. Единственная новая черта это то, что Катюша идёт на каторгу (разумеется, не по своей вине). Стоп, а как же Флер-де-Мари из "Парижских тайн"? Она ведь тоже в СИЗО шконку давила, а заодно и перевоспитывала разных нехороших девушек, демонстрируя прочную, как солдатское сукно, добродетель. В общем, пошёл яснополянский старец по проторенному пути .



В заключение, чтобы пост не получился чересчур уж сухим, расскажу небольшую историю из личной жизни, объясняющую моё ироническое отношение ко всем литературным проституткам вместе взятым. Так случилось, что одно время я общалась с представительницей этой профессии - ну как общалась, жили на одной лестничной площадке . О ее ремесле знал весь дом, да она особо и не скрывалась. Была она маленькая, смазливая, бойкая, хитрая и в то же время недалекая. Никаких драм в её жизни не было, как нет их в жизни большинства представительниц этой профессии. Она не пошла на панель, чтобы кормить умирающую мать, и на её нечестивые деньги не кормилось целое семейство. Бросила школу в 15 лет, стала жить с каким-то торговцем на вещевом рынке, потом с другим, потом с третьим, а потом интим был поставлен на поток. Если вы думаете, что у этой дамочки присутствовали угрызения совести, я вас сильно разочарую: она считала себя безумно сексуальной и более успешной, чем "домашние куры" . В дальнейшем она вышла в тираж, нашла какого-то мужика и стала жить с ним гражданским браком. Какое разочарование, какое опровержение литературных стереотипов . Впрочем, так оно в жизни и бывает: реальность куда прозаичнее фантазий романистов.

А вы сочувствуете несчастным "падшим созданиям" в литературе?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх