Как видно из названия, автор замахнулся на почти невозможное - рассказать о 6 с лишним столетиях развития изобразительного искусства, и не просто рассказать, а еще и показать, подобрав соответствующие иллюстрации, но в принципе ему это удалось. Прочитав "Историю искусства", вы действительно получите общее представление о том, что происходило с европейской живописью с эпохи Возрождения до наших дней. Почему общее? Потому что из-за большого объема информации даже самым великим художникам приходится уделять не более 1 страницы, а менее прославленные отделываются 1-2 абзацами.
Художники рассматриваются в контексте определенного направления: иначе упорядочить такую груду материала невозможно. С другой стороны, это дает возможность освежить привычный перечень: даже если вы неплохо знаете живопись, вы откроете для себя несколько новых имен (а может, и не несколько ). Я, например, впервые узнала о французской группе художников "Наби" и американском жестком реализме.
Если я верно понимаю, то "История искусства" - не столько путеводитель, сколько дорожный указатель. Читателю указывают возможные направления самостоятельного исследования: вот был такой художник, внес такой вклад в развитие живописи, а дальше, если заинтересовались, ищите сами, благо, в наше время найти любую информацию в Сети несложно. В то же время книгу можно использовать и как своего рода справочное издание: каждая ее глава самодостаточна, т.е. вы можете читать ее с любого места, ограничившись теми направлениями, которые вам нужны.
Возможно, знатока искусства иные формулировки Ходж заставят иронично улыбнуться, но, сами понимаете, подобная литература предназначена не для знатоков. Некоторая поверхность - один из минусов книги, однако этот минус неизбежен. А вот второй минус - отсутствие целого пласта живописи 19 века, представленной восточно- и центральноевропейскими художниками-реалистами, представляется упущением автора. Учитывая объем книги, добавление одной страницы с кратким рассказом о русских передвижниках или польской исторической школе - труд небольшой, зато картина развития живописи получилась бы более полной. А так у неопытного читателя складывается впечатление, что до 20 века в России вообще не было художников, а в Польше, Венгрии и т.д. они так и не появились .
Тем не менее я рекомендую книгу всем
Свежие комментарии