Антиутопию оптимистичным жанром не назовешь: ее тематика располагает к мрачным сценам и трагическим эпизодам. Но нашумевший роман Дэйва Эггерса является исключением из правил: в отличие от героев Оруэлла или Замятина его героиню никто не преследует, наоборот, ее окружают любовью и заботой.
Мэй Холланд удается попасть на работу в огромную компанию "Сфера", и это огромная удача, ведь "«Сфера» четыре года подряд считается самой привлекательной компанией на свете".
История ее карьеры на новом месте лежит в основе сюжета романа. Идеальная работа, идеальная атмосфера, новый, прекрасный мир: Мэй переполняет счастье, но в этой огромной бочке меда есть своя ложка яда: рейтинг и полная прозрачность. Недостаточно хорошо выполнять свои обязанности: нужно быть активной во внутренней сети, комментировать, участвовать в ивентах, постить фотографии, и все это в режиме нон-стоп, каждый день. Но одной виртуальной активности мало: надо посещать мероприятия коллег.
В начале работы Мэй допустила оплошность: 5 лет назад она ездила в Португалию и хранила фотографии в ноуте. Информация с ноута хранится в облаке, облако можно сканировать, и один из коллег, устроивший "португальский" бранч, запросил поиск по кампусу всех, кто бывал в Португалии. Мэй, сама того не зная, попала в этот список, но на мероприятие не пришла, и получила нагоняй от начальства. Алистэр ... разослал три уведомления, на которые Мэй... не ответила. Поскольку от Мэй не поступило ответа, Алистэр встревожился. Когда бранч состоялся, Мэй не пришла, и Алистэр объяснимо огорчился, не понимая, отчего она не ответила на несколько приглашений, а затем не явилась. Неучастие в классическом понимании этого слова.
Сегодня прошла встреча между Дэном, Алистэром и Мэй, где Мэй объяснила, что сомневалась, будут ли ей рады на бранче, если учесть, что его проводит член другой команды, а она сама работает в компании всего вторую неделю. Мэй очень сожалеет, что причинила Алистэру беспокойство и эмоциональный стресс, не говоря о том, что поставила под угрозу хрупкую экологию «Возрождения». Все разъяснилось, Алистэр и Мэй друзья не разлей вода и стали новыми людьми.
Постепенно читатель начинают понимать что никакой разницы между открытым, экологичным, современным миром "Сферы" и классическими антиутопиями нет, потому что герои романа Эггерса также лишены свободы выбора и приватной жизни. О человеке известно все: что он ест, чем дышит, чем интересовался 10 лет назад, какой у него анализ крови, с кем он спит, что читает. Все должны знать все о всех: по мнению идеологов и создателей "Сферы", это главный залог безопасной и счастливой жизни. И Боже упаси что-то скрыть от товарищей по партии по работе. Отец Мэй болен рассеянным склерозом, но она не записалась ни в одну из групп для сотрудников, которые столкнулись с рассеянным склерозом. Почему? Она посмотрела женский баскетбол по телевизору - и опять предпочла ни с кем не делиться. Самый страшный грех - отказ от обмена информацией, любой, даже самой личной.
Один из самых запоминающихся эпизодов - когда Мэй в одиночестве ночью приплывает на каяке на остров и наслаждается красотой природы. Но стоило ей вернуться на пляж, как ее тут же арестовали. Полицейские получили 2 сообщения о возможной краже каяка: один от неизвестного, а второй с камеры Мэй. Она взяла каяк, не сообщив об этом его владелице. А на работе ее обвинили во лжи: нельзя ничего скрывать, "тайна есть ложь", и эгоизме: "суть в том, что миллионы людей не могут увидеть того, что видела ты, Мэй. Как ты считаешь, хорошо лишать их зрелища, которое досталось тебе?".
Логика создателей нового чудесного мира проста: " Если бы мы все вели себя так, будто за нами наблюдают? Мы бы жили нравственнее. Если на человека смотрят, разве он поведет себя неэтично, аморально или противозаконно? Если его незаконные денежные транзакции отслеживаются? Если его телефонный шантаж записывается? Если его налет на бензоколонку снят дюжиной камер и при ограблении распознана даже его сетчатка? Если его походы налево десятком методов документированы? ... Нам наконец-то придется стать лучше. И я думаю, люди вздохнут с облегчением. Вся планета хором оглушительно вздохнет. Наконец-то, наконец-то мы сможем быть хорошими. В мире, где больше нельзя предпочесть зло, не останется выбора, кроме добра". Владельцы "Сферы" загоняют в него все человечество, отбрасывая несогласных, и напрасно читатель ждет от главной героини бунта: бунта не будет. "Сфера" перемолола Мэй, а Сеть постепенно перемалывает нас - не всех, но многих. Эггерс ведь не придумал людей, живущих в Интернете и вываливающих в соцсети мельчайшие подробности личной жизни. Разница с книгой в том, что у ее героев нет выбора, а у нас пока есть.
7. "Сфера" Дэйва Эггерса: жизнерадостная антиутопия
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии