На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Алла Пугачёва - первая советская феминистка

Многие пытались разгадать феномен популярности Аллы Пугачёвой - не самой талантливой и уж явно не самой красивой певицы на советской (и постсоветской) сцене, но никому не приходило в голову, что популярность эта основана не только на музыке. "Женщина, которая поёт" подарила нам нечто более важное, чем ряд хитов, а именно новую для 1970-80-х гг. модель женского поведения, которую можно назвать феминистской.



Давайте вспомним, что представляла собой советская эстрада на момент появления Аллы Борисовны. В ней доминировал характерный женский типаж наподобие Людмилы Зыкиной: строго одетая дама с высокой прической, которая пела хорошо поставленным голосом правильные песни о главном: родине, ударном труде, борьбе за мир. Если же в песнях речь заходила о любви, то женщине отводилась в основном страдательная роль: "парней так много холостых, а я люблю женатого". Всё было чинно, благородно, в полном соответствии с рекомендациями худсовета. И вдруг в этот мир ворвалась рыжая, растрёпанная, дерзкая девчонка и запела про Арлекино. По тем временам это был разрыв шаблона и вынос мозга почище нынешних малолеток, танцующих тверк .



С самого начала Пугачёва отказалась следовать по проторенной дороге, создавать на сцене привычный женский образ. Героиня её песен, она же альтер-эго самой певицы- это сильная женщина, которая не хочет играть пассивную роль в отношениях, не боится своих чувств и плевать хотела на устаревшие стереотипы. Она не станет ждать, пока её выберут, а пойдет и возьмет мужчину сама. Квинтэссенцией такого подхода к жизни и к отношениям может служить песня "Я тебя поцеловала": "Будет новый принц негоден - Он не тот, его уж мало. Это завтра, а сегодня Я тебя поцеловала!". Принцы менялись, но во всех песнях у лирической героини Пугачевой на первом месте стояла не родина, не партия, и даже не мужчины, а она сама. Она предлагает мужчине быть рядом с ней, но ей не приходит в голову раствориться в нём или подчиниться, а если он перестал её устраивать, она уйдёт - и немедленно найдет следующего .



На советских партсобраниях подобный подход именовали, поджав губы, "неразборчивостью в половых связях" и единодушно осуждали. Однако Пугачёвой хотя и не сразу, но удалось почти невозможное: превратить то, что официально считалось отрицательными характеристиками личности, в положительные или нейтральные. И это касалось не только творчества, но и личной жизни певицы, шаг за шагом расширявшей для миллионов своих поклонниц границы дозволенного. Внезапно оказывалось, что так тоже можно: влюбляться и не скрывать своих чувств, носить в сорок лет лосины, отказываться вести себя "соответственно возрасту", быть лидером, стоять рядом с любимым мужчиной на сцене и петь для всей страны о своей страсти. Вы спросите: какое отношение это все имело к феминизму? Самое прямое, если говорить о его сути, а не об извращениях главной идеи: быть с мужчиной на равных, быть деятелем, а не объектом.



В отличие от позднейших книжных феминисток типа Арбатовой, Алла Борисовна демонстрировала убедительный образ по-настоящему успешной женщины. Дополнительную привлекательность ему придавало то обстоятельство, что певица внешне, да и внутренне мало чем отличалась от своих поклонниц: такая же некрасавица, с лишним весом и отнюдь не безупречным вкусом, способная и выпить, и закурить, и посмеяться над двусмысленным анекдотом, зато живая и настоящая. Всем своим видом она как бы говорила: у меня получилось - и у тебя получится. Алла Пугачёва в 1970-80-х сделала женскую силу привлекательной, и миллионы женщин ответили ей благодарностью и любовью. В дальнейшем с певицей было всякое, но это, как говорится, уже совсем другая история. В историю же она войдет не только как суперзвезда эстрады, но и как первая советская феминистка.




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх