На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

Подлинная жизнь Пиковой Дамы

13-го самое время вспомнить один из самых загадочных и мистических персонажей - Пиковую Даму. Она пришла в пантеон мифологических существ из одноименной повести А.С.Пушкина, но не все знают, что у престарелой княгини был реальный прототип - княгиня Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва.



О том, кто вдохновил Пушкина, догадались почти сразу. Поэт писал в 1834 году: "...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся". И немудрено: считается, что внучатый племянник Голицыной князь С. Г. Голицын-Фирс однажды рассказал Пушкину, что как-то начисто проигрался в карты и в отчаяньи бросился к родственнице с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне якобы была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Она открыла ее родственнику, и тот успешно отыгрался. Впрочем, сам Пушкин о разговоре нигде не писал, и не исключено, что мы имеем дело с позднейшими легендами.

Но если с картами дело темное, то все остальные "приметы" совпадали. Все современники единодушно отмечали крутой надменный нрав княгини, её характер, лишённый всяких женских слабостей, суровость по отношению к близким. Отчасти такое поведение оправдывалось статусом Голицыной. Дочь дипломата и сенатора графа Петра Григорьевича Чернышёва от брака с Екатериной Андреевной Ушаковой, Наталья Петровна всегда пользовалась особым покровительством российских императриц.

В 21 год Наталья Петровна стала фрейлиной Екатерины II, фавориту которой, Захару Чернышёву, она приходилась кузиной. В феврале 1765 года она обратила на себя внимание императрицы игрой в домашнем спектакле у графа П. Б. Шереметева; затем, летом 1766 года, стала победительницей в Петербурге и Москве в великосветском развлечении — турнире-карусели. За красоту и «приятнейшее проворство» в танцах она получила специально изготовленную по этому случаю в единственном экземпляре персональную золотую медаль с изображением Екатерины II.



Но была ли Голицына красива? Сохранившиеся портреты молодой княгини не дают однозначного ответа на этот вопрос. На одном она недурна собой, на другом - весьма... своеобразна. Зато в ее воспитании и образовании сомневаться не приходится. Наталья Петровна выросла за границей, и её мать воспользовалась этим обстоятельством, чтобы дать своим дочерям блестящее европейское образование. А если кто и был безоговорочно красив в этой семье, так это супруг Натальи Петровны, князь Владимир Борисович Голицын, бригадир в отставке, за которого она вышла 30 октября 1766 года. Интересно, что императрица сама украшала своими бриллиантами причёску Натальи Петровны, благословила её в Придворной церкви и присутствовала при венчании.



Отношения между супругами очень точно описаны в "Пиковой даме". Помните, как рассказывает ее внук о колоссальном проигрыше? "Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости".


Муж

Колотила ли своего мужа Наталья Петровна, неведомо, но известно, что, по свидетельству современников, в слабохарактерном и простоватом супруге Наталья Петровна чтила больше фамилию. Историк И. М. Снегирёв писал, что княгиня считала Голицыных вершиной аристократии, и "когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: "Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?" . Стремясь увеличить поголовье Голицыных, Наталья Петровна родила мужу пятеро детей: три сына и две дочери. При этом Наталья Петровна подолгу жила в имениях своего отца и мужа, занималась воспитанием и образованием детей. Энергичная, с твёрдым характером, она взяла управление хозяйством мужа в свои руки и вскоре не только привела его в порядок, но и значительно увеличила, став одной из самых богатых женщин России.

После её смерти осталось 16 тысяч крепостных душ, множество деревень, домов, поместий по всей России. Только княгиня Голицына, единственная, могла себе позволить для проезда из Москвы в Петербург нанять 16 лошадей. Самое большее, что позволяли себе самые богатые путешественники — это шесть лошадей. Огромное состояние позволило ей быть принятой на равных при дворе Марии Антуанетты. Она была непременной участницей всех приёмов и балов, где её величали «Московской Венерой». В 1789 году, несколько наскучив Парижем, где началась заварушка, Наталья Петровна съездила с мужем и дочерьми в Лондон, где также имела бешеный успех. Перед отъездом из Англии будущий король Георг IV, ухаживавший за Натальей Петровной, подарил ей на память свой портрет с автографом.

В 1790-м Голицыны вернулись в Россию и поселились в Петербурге на Малой Морской, в доме № 10. Свой дом Голицына держала открытым и каждую среду у нее были балы. На протяжении десятилетий в высшем свете ее положение было совершенно особенным: начать с того, что в дни рождения поздравлять ее приезжал сам император или его жена. И в компаньонках, в отличие от Пиковой дамы, она не нуждалась, сумев идеально выдрессировать родных детей. "Нет счастливее матери, как старуха Голицына; надо видеть, как за нею дети ухаживают, а у детей-то уже есть внучата" - писал младший современник княгини Константин Булгаков.



Вопрос, были ли счастливы сами дети Натальи Петровны. Ее первенец Пётр умер в 10 лет, а второй сын, Борис Владимирович, так и не женился, т.к. мама не одобрила ни одну невесту. Если вы подумали, что это был какой-то слюнтяй, то зря: Борис Голицын, участник польской кампании 1794 года и Бородинского сражения, отличался храбростью в бою, дослужился до звания генерал-лейтенанта и вернулся в строй после тяжелой контузии, едва встав на ноги. Но он, как и вся семья, трепетал перед княгиней, которая умела продавить любого. Так, рассердившись за что-то на Бориса Владимировича, Голицына около года совершенно не имела с ним никаких контактов и на его письма не отвечала, пока сын чуть ли не приполз на коленях.


Сын Борис

О том, до какой степени все домочадцы боялись Наталью Петровну, свидетельствует следующий факт: упомянутый выше Борис Голицын, бравый офицер, уже в зрелые годы осмелился завязать роман с цыганкой без разрешения мамы. Этот факт тщательно скрывали. Цыганка родила ему двоих детей: их существование тоже скрывали. Отправляясь на войну 1812 года, Борис, словно предчувствуя, что не вернется, попросил брата Дмитрия позаботиться о своих незаконнорожденных детях. Брат сдержал слово: дети воспитывались в семье Дмитрия Голицына, но втайне от Натальи Петровны.


Сын Дмитрий

Дмитрий, третий, младший сын княгини, также стал не последним человеком в этом мире. Но даже будучи прославленным московским генерал-губернатором, он не мог позволить себе сидеть в присутствии матери без её разрешения. Зато он посмел сам выбрать себе жену, чего ему никогда не простили. Недовольная его женитьбой на Татьяне Васильевне Васильчиковой, так как считала этот брак неравным, княгиня заставила свою тихую и добрую невестку много вытерпеть от неё горя (кстати, Васильчиковы — не абы кто, а древний русский дворянский, графский и княжеский род, но княгине Голицыной этого было недостаточно ).


Невестка

Как часто бывает, невестка отнюдь не заслуживала издевательств свекрови. Татьяна Васильевна была женщиной умной и благочестивой; говорили, что она была «рождена для тихой семейной жизни». Она уделяла много внимания воспитанию своих детей, много занималась благотворительностью: при ее участии в 1825 году был основан Дом трудолюбия, позднее преобразованный в Елизаветинский институт благородных девиц, который позволял получать образование дочерям младших офицеров и чиновников. В 1837 г. Татьяна Васильевна основывает Благотворительное общество, которое в числе прочего занялось устройством в Москве школ рукоделия для девочек. В Москве Голицыны были весьма доступны, все их очень уважали, а княгиню, которая была ангельской доброты, все обожали. Но свекровь так долго и упорно грызла невестку, что та пережила ее всего на 3,5 года, скончавшись в 58 лет.

К дочерям Наталья Петровна была несколько более благосклонна. Старшая дочь, Екатерина Владимировна, унаследовавшая ее характер, вышла замуж за генерала Степана Степановича Апраксина - двоюродного брата своей матери, к большому удовольствию последней. Апраксин был одним из богатейших помещиков России и считался первым красавцем своего времени. Отличаясь особенной склонностью к женскому полу, он был причиной трагедии княгини Наталии Петровны Куракиной (1758—1825), бросившей ради него мужа, князя С. Б. Куракина, двоюродного брата Апраксина. Но брак, как ни странно вышел счастливым.


Дочь Екатерина

Вторая дочь, Софья Владимировна была младшим и любимым ребёнком в семье. У нее была интересная, я б сказала, современная внешность. Воспитанная идеями просвещения, она стремилась к образованию, к постоянному совершенствованию личности. Впоследствии графиня Софья достигла высочайшей образованности самостоятельно и перевела на русский язык вторую часть «Божественной комедии» Данте. Она также очень удачно вышла замуж - за генерала графа П. А. Строганова. Обворожительная красота Софьи Владимировны одно время сильно увлекала тонкого ценителя женщин Александра I. Графиня сумела, однако, с достоинством выйти из этого трудного положения и сохранить дружеское расположение к себе с царской четы. Поддержка императрицы Елизаветы помогла ей пережить страшное горе - гибель в бою единственного сына, который был убит на глазах своего отца.


Дочь Софья

Княгиня Голицына благополучно пережила не только 4-х из своих 14 официальных внуков, но и обессмертившего ее Александра Сергеевича. Она скончалась 20 декабря 1837 (1 января 1838) в возрасте 93 лет, превратившись еще при жизни в легенду. (Забавная деталь: с возрастом Голицынк обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски «Princesse moustache» (от фр. moustache — усы), хотя ни на одном портрете не видно этой особенности). В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала (Малая Морская ул., 10 / Гороховая ул., 10), в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы».



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх