Все обсуждают историю беременной, которой отказались приготовить прожаренный стейк, хотя там обсуждать особо нечего, кроме низкой культуры обслуживания. Сегодня понты в ресторанах и магазинах со стороны официантов и продавцов встречаются редко, а если и имеют место, то им все равно далеко до ненавязчивого советского сервиса. В СССР продавец и официант вели себя как короли, а клиент был всегда не прав.
Случилось одному моему знакомому в начале 1980-х пойти в ресторан. Надо сказать, что тогда это было событие: ресторанов и кафе было мало даже в больших городах, а заведений, где вкусно готовили - и того меньше. При этом посещение ресторана было мероприятием недешевым для рядового советского человека, если не ограничиваться минимумом в виде салата и минералки. Но знакомый как раз получил аспирантскую стипендию (он тогда учился в аспирантуре) и чувствовал себя королем мира, тем более, что в ресторан он шел с девушкой, которая ему очень нравилась и на которую он хотел произвести впечатление.
Сложности начались уже на входе: швейцар сначала не пустил знакомого и его подругу, заявив, что свободных столиков нет. Это была заведомая ложь, т.к. в 3 часа дня рестораны не бывали переполнены. Швейцар хотел рубль - и он его получил. Преодолев первый уровень квеста, молодые люди вошли в зал, где почти все столики были незаняты.
Им приглянулся столик у окна. Но только они сели, как к ним подбежала официантка и не терпящим возражений тоном заявила, что этот столик не обслуживается! Пришлось пересесть за другой столик - и тут настало Великое Ожидание. Около получаса к молодым людям никто не подходил. Официантки проходили мимо, но каждая попытка привлечь их внимание оканчивалась ничем.
Наконец к ним подошла Родина-Мать: женщина огромного роста с монументальными формами и суровым лицом. Видно было, что у такой не забалуешь. Она швырнула на столик меню и замерла в ожидании. Ждала она недолго: уже через 2 минуты Родина-Мать выдвинула ультиматум:
- Или заказывайте, или уходите! Вы не одни!
- Э...сейчас... одну секундочку... - заблеял растерявшийся знакомый. - Вот тут уха...
- Ухи нет!
- Тогда борщ.
- Борща нет!
- Тогда бульон.
- Первого вообще нет!
Тут до знакомого дошло, что меню в советском ресторане - это отрыжка буржуазного прошлого, имеющая крайне малое отношение к реальной действительности. И он спросил прямо:
- А что есть на второе?
- Бефстроганов и котлеты по-киевки, гарнир - рис отварной, картофель отварной, - отбарабанила Родина-Мать.
Решили взять по котлете по-киевски с картофелем, салат "Весенний" и бутылочку сухого вина. Приняв заказ, монументальная официантка удалилась. Надолго. Только через час она вновь причалила к их столику с подносом. Но советские люди привыкли ждать, и никто не роптал.
Когда Родина-Мать поставила тарелки на стол, пара с удивлением обнаружила, что им подали бефстроганов, а не котлеты!
- Простите, но мы заказывали котлеты по-киевски! - начал знакомый.
- Вы заказывали бефстроганов!! - рявкнула Родина-Мать так, что знакомый вздрогнул.
- Вы ошибаетесь...
- Молод ты еще мне хамить, - отрезала Родина-Мать и ушла.
- Да ладно, - сказала девушка, желая разрядить обстановку, - бефстроганов - тоже неплохо.
Бефстроганов оказался холодным, а отварной картофель - пересоленным. Но звать официантку и требовать подогреть мясо и заменить гарнир в советском ресторане означало затеять скандал, и девушка отговорила молодого человека от этого смелого шага. Пара кое-как поклевала невкусную еду, запив горе вином, которое показалось им ну очень легким. Поскольку бутылку принесли откупоренной, не исключено, что в благородный напиток добавили воду - обычный фокус общепита тех лет. Разбавляли все - соки, молоко, вино, водку.
После невкусного обеда молодые люди принялись совещаться: стоит ли здесь заказывать десерт. Пока они совещались, вокруг началась странная движуха. Мимо них очень быстрым шагом в направлении кухни пробежали двое мужчин, сидевших за соседним столиком. Все официантки выбежали в зал и собрались кучкой возле фикуса. Не успел знакомый понять, что происходит, как в зал вошел наряд милиции под предводительством старшего лейтенанта, потребовал предъявить паспорта, а заодно объяснить, почему в рабочее время посетители ресторана не на работе.
Те, кому больше 50, уже поняли, в чем дело: летом 1982 г. генсек Андропов развернул "борьбу с тунеядством". Рейды проводились в основном в кинотеатрах и магазинах, но иногда и заведениями общепита не брезговали. А те, кто не застал то время, должны признать: сегодняшние мелкие проблемы в кафе и ресторанах не идут ни в какое сравнение с недостатками советского общепита :).
Ресторан по-советски
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии