На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Fotoblo

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Степан Капуста
    И кому интересно это читать? А главное - зачем?Роковая женщина в...
  • Виктор Луговой
    11. Именно чайковые являются главной угрозой аэропортам мира на предмет столкновения с взлетающими и садящимися самол...10 интересных фа...

8. Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея": анатомия порока

"Портрет Дориана Грея" читали многие: книга небольшая, написана интересно, легко читается (а кто не читал, тот фильм смотрел ). Но хорошее знакомство с романом не мешает неверно трактовать один из его главных моментов: причину морального падения Дориана.



Обычно роман трактуют так: жил-был непорочный прекрасный юноша, пока не встретил нехорошего аморального лорда Генри. Лорд Генри открыл Дориану мир порока, и все закрутилось. При этом подразумевается, что сам Генри, старый матерый циник, лично подавал юному другу крайне нехороший пример: излишества всякие нехорошие вино, гашиш, блэджек и шлюхи. Идя навстречу общественному мнению, создатели последней экранизации "Портрета..." даже заставили лорда Генри притащить Дориана в бордель.

Но ведь в романе ничего подобного нет! Уайльд ни строчкой не обмолвился о якобы порочной жизни лорда Генри. Начнем с того, что он отнюдь не стар: в начале романа ему 28 лет, он всего на 8 лет старше Дориана, по сути - если не юноша, то молодой человек. Тогда женились около тридцати, но Генри уже женат - странновато для Дон-Жуана, не так ли? Более того, Генри любит жену, что бы он там не говорил, и страдает, когда она его бросила. Но это будет потом, а пока лорд Генри - очень разговорчивый и коммуникабельный молодой человек, которого все знают и все принимают.Мы помним, что вследствие лишь слухов о порочной жизни перед Дорианом закрылись двери значительной части лондонских домов, но в случае с лордом Генри ничего подобного не наблюдается. И через 18 лет он остается все тем же респектабельным членом общества. Нет, конечно, может, он и похаживал втайне в публичный дом, но уж точно не делал ничего такого, что выходило бы за рамки допустимого.

А что, кстати, Генри делает? Он говорит. Есть такой мужской типаж: пиз...л-задушевник . Типаж на любителя, надо признать, но Генри хотя бы остроумен и точен в оценках. Однако его речи мало на кого производят роковое воздействие: вон, тот же Холлуорд слушает да ест годами вяло с ним препирается - и только. Если быть точным, то болтовня Генри произвела сильное впечатление только на одного человека - на Дориана.

Но в каком случае треп случайного знакомого, каким был Генри для Дориана в начале романа, производит столь сильное впечатление, что человек резко меняет свою жизнь? Только в одном: если он был внутренне готов к подобным переменам. Генри не привил Дориану вкус к порокам: он лишь разбудил то, что жило в его душе. Невозможно сделать развратником того, кто равнодушен к разврату, как нельзя превратить в скупердяя щедрого от природы человека. В этом и заключается главная идея романа: если внутри человека нет склонности к тому или иному пороку, его не растлишь, и наоборот: мы уязвимы перед теми грехами, к которым имеем внутреннюю склонность. Допустим, была бы слабой стороной Дориана не любовь к чувственным удовольствиям, а жажда власти и славы: удалось бы Генри сбить его с пути праведного? Нет, конечно. То есть Дориан не остался бы святым, но он не шлялся бы по притонам и не употреблял опиум, а врал избирателям, подделывал бюллетни голосования и подкупал СМИ .

Кстати, такой подход меняет и оценку поведения самого Дориана. Бэзил пытается повесить на него ответственность за моральное падение его друзей и знакомых, на что Дориан резонно отвечает, что он не заставлял их жениться на сомнительных личностях или употреблять наркотики. В самом деле, мы видим вокруг Дориана множество молодежи, которая в большинстве своем ничего дурного не делает, разве что подражает его стилю в одежде. Почему-то на них мистер Грей не действует растлевающе . А те немногие, кто покатился по наклонной плоскости, скорее всего покатились бы по ней и без него.

Художник, кстати, показан как человек с весьма своеобразным мышлением. Он приходит к Дориану читать мораль, не задумываясь над тем, что возможны два варианта: или его друг действительно падшая мерзкая личность, или все, что о нем говорят - ложь. В первом случае читать ему мораль бессмысленно и даже опасно, а во втором - несправедливо и жестоко. Но любом случае это на редкость глупое занятие, ибо перевоспитать взрослого человека невозможно.

Тем не менее все герои романа Уайльда грешники: они грешны перед собой, перед своим душами. Дориан истаскался без толку, но и Генри слил в унитаз свою жизнь, и прекрасно понимает это в финале романа. Разница в том, что Дориан хоть получил кое-какое удовольствие, а Генри годами торчал в чужих гостиных, развлекая своим остроумием людей, которых на самом деле не уважал. И тут писатель дает нам понять, что "погубить душу свою" можно и бездействием, закопав свой талант в землю, причем иногда непонятно, что хуже: сгореть или истлеть. Да, "в каждом из нас есть рай и ад", но, возможно истинная мудрость жизни в том и стоит, чтобы пройти между ними, не впадая в одной из крайности в другую, и оставить достойный след на земле.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх