
Картина А.Мельби «Маяк Эддистоун» (1846)
1. Самым известным маяком в истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э.
2. Во Франции береговая линия не обозначалась огнями маяков вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
3. Статуя Свободы с 1886 по 1902 год использовалась как маяк.
4. Сигналы, даваемые современными маяками, могут быть не только оптическими (огни), но и акустическими воздушными (напр., сирена), акустическими подводными (подводный колокол, осциллятор) и активными и отраженными радиосигналами.
5. Для обеспечения своей оптической заметности в неблагоприятных условиях наблюдения маяки оснащают сильным источником света. В очень старых маяках источником света были керосиновые лампы, вращение линз осуществлялось часовым механизмом с пружиной или грузом, приводимым в рабочее состояние мускульной силой смотрителя маяка. В современных автоматизированных маяках система вращающихся линз заменена источником импульсного света, который совместно с оптической системой даёт направленный пучок света.
6. Створные маяки всегда парные: они служат для обозначения определённой линии на карте и используют для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт. Высота створных маяков разная: дальний маяк выше ближнего. Таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим.
7. Первой в мире женщиной - смотрителем маяка была американка Айда (Ида) Льюис (1842 - 1911). Она прославилась тем, что будучи прекрасной пловчихой и гребцом, спасла за время работы на маяке около 20 утопающих. Несмотря на общественное признание, нашлись индивидуумы, считавшие, что женщине не подобает плавать и управлять лодкой, поскольку это крайне «неженственно» (unfeminine). Айда ответила им, что считать спасение жизней «неженственным» могут только ослы.
8. В настоящее время необходимость в смотрителях маяков практически отпала, их задачи теперь сводятся только к экстренному ремонту маяков. Наиболее важные маяки полностью автоматизированы.
9. Плавучие маяки представляют собой суда особой конструкции с характерными элементами надстройки и контрастной отличительной окраской. Их устанавливают в открытом море для ограждения наиболее опасных мелей и подводных скал, а также близ портов в качестве приёмных навигационных знаков.
10. В XXI веке наметилась тенденция признавать маяки объектами культурного наследия. В мире стали создаваться общества охраны маяков, членами которых часто становятся бывшие смотрители.
Свежие комментарии