
Нельзя сказать, что "Плащ Казановы" совсем неизвестен широкой аудитории, но, судя по немногочисленным рецензиям, эту киноленту трактуют узко, делая упор или на личности главной героини, или на политоте. В первом случае сюжет сводят к очередной истории из блога гражданочки ("Пятидесятилетняя Хлоя - нищая одинокая переводчица, волею случая попавшая буквально на 2 дня в Венецию. Там за ней начал ухаживать красавец Лоренцо, принявший ее за богатую американку. Хлоя решила, что это любовь, но оказалось, что Лоренцо - обыкновенный жиголо. После секса он потребовал денег, которых у Хлои не было. Как вы считаете, стоит ли Хлое в дальнейшем снова ехать в Венецию, или лучше отправиться в Египет?" ), а во втором и вовсе натягивают сову на глобус. Даже если какие-то элементы политоты изначально закладывались в сценарий, со временем они отступили на третий и даже десятый план, а на первом месте - в моем понимании - оказалась магия Венеции.
Не случайно действие разворачивается не в Риме или Неаполе, где, разумеется, тоже хватает жиголо, а в рождественской, туманной и сырой Венеции, похожей на необыкновенную красавицу, скрывшую лицо под вуалью. Это город не только дворцов и каналов, но и масок, он соблазняет не только красотой, но и возможностью карнавала в любой день года. Соблазняются не все: людям простым и твердо стоящим на ногах его чары не страшны. Однако если вы обладаете богатым воображением и повышенной чувствительностью, вы попадаете в группу риска, как попала в нее Хлоя.
Венеция затянула ее в свои сети шаг за шагом. Сначала переводчицу охватывает чистый эстетический восторг, вполне понятный любому, кто видел Сан-Марко, Дворец дожей, лагуну и все прочее. Правда, восторга чуточку чересчур, но сделаем скидку на эпоху. Потом Хлою обволакивает иллюзия полного взаимпонимания: пообщавшись в какой-то траттории с подвыпившими старичками, она преисполняется симпатии к местному населению; ей кажется, что она уже знает и понимает венецианцев. И вот, когда героиня полностью расслабилась, Венеция подсовывает красавца-искусителя, оказывающего ей знаки внимания. Во власти Хлои принять или отвергнуть игру: достаточно было сказать, что она не американка и у нее нет денег, и Лоренцо тут же исчез бы. Но скромную переводчицу, что называется, "понесло": она решает поиграть в чужую жизнь.
Надев маску богатой американки, она резвится с Лоренцо, добросовестно отрабатывающим программу: комплименты, прогулки, катание в гондоле, грязные танцы, обед, секс. На миг, точнее, на день, перед ней открывается окно в сказочное зазеркалье, где она - почти молода и красива, любима, желанна, где сплошь романтика высшего класса и поют канцоны. Хлое мерещится, что это - щедрый бескорыстный дар Венеции, но не тут-то было. За прекрасной оболочкой города скрыта его темная изнанка: за все здесь нужно платить. Хочешь обычный турпакет: экскурсии, фото на фоне и сувениры? Заплатишь деньгами. Хочешь волшебную сказку? Заплатишь болью. И Хлоя расплачивается чудовищным унижением, позором (хотя бы в своих глазах) и стыдом.
Почему она не раскусила Лоренцо сразу? Не верится, что образованная женщина, явно читавшая и Бальзака, и Мопассана, не знала о существовании жиголо. В другой обстановке она сразу поняла бы, что означают слова "Я делаю хорошо женщинам". Но в Венеции ей почудилось, что невозможное возможно - как за 80 лет до того герою Томаса Манна почудился гений красоты в случайно встреченном мальчике. И хотя прямых перекличек между "Плащом Казановы" и "Смертью в Венеции" нет, известная родственность сюжетов бросается в глаза. Правда, Хлоя, пережив свое безумие страсти, осталась жива - но женщины вообще живучи .
Если не видели этот фильм, обязательно посмотрите. Гарантирую: не пожалеете.
Свежие комментарии